Введение НДС ожидаемо повлекло за собой увеличение цен на лекпрепараты – на 10%, а то и 30%. Прежде всего это ощутили самые незащищенные слои населения – инвалиды, пенсионеры.
Власти неоднозначно восприняли такой логичный рост, вызванный введением налога. Александр Лукашенко отреагировал на это жестко и пригрозил: "если частников не приведут в чувства", на рынке останутся лишь государственные аптеки.
"Вплоть до закрытия этих аптек, изъятия их и обращения в доход государства", – заявил Лукашенко.
Сразу же начался мониторинг аптек с целью не допустить изменения на ценниках в большую сторону. С 23 февраля в Беларуси ограничен рост цен на 50 наименований лексредств первой необходимости, среди которых амоксициллин, анальгин, омепразол и арпетол.
Всем индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам всех форм собственности, которые поставляют и продают социально значимые товары, до конца февраля нельзя повышать цены. А с 1 марта изменять стоимость можно, но не более чем на 0,2% в месяц после согласования с комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине.
В итоге сейчас придумывают, на кого "переложить" эти 10%, чтобы они не ударили по покупателю и чтобы с рынка не ушли зарубежные фармкомпании.
Кто заплатит НДС
Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей в Беларуси Наталья Макеева рассказывает, что введение налога на лекарства стало для участников фармрынка неожиданностью. И скорее всего, оно затронет всех, начиная от оптовиков, которые поставляют лекарственные средства, и заканчивая конечным потребителем.
"Это опосредованно касается иностранных производителей, но более подвержены локальные: они выплачивают еще и НДС на сырье. А поскольку субстанции в основном у нас используются импортные, то это может сказаться и на итоговых ценах. Налог на добавленную стоимость на сырье, к слову, составляет 20%", – объясняет Наталья Макеева.
Выход, который сейчас видят белорусские власти, чтобы налог не упал на конечного потребителя, – разделить 10% между всеми участниками фармацевтического рынка. Конечно, заставить никого нельзя.
"НДС – это решение внутреннее. На производителе это никак не отразится. Можно предложить участникам рынка каким-то образом поделить этот налог. Но и тут есть нюансы", – объясняет Макеева.
Лекарство приезжает в страну, оптовик, купивший его у производителя, платит таможенную пошлину. И после этого он обязан заплатить нововведенный 10-процентный НДС. Потом товар уходит в реализацию, его приобретает покупатель – госучреждение либо частник. Налог уже находится в цене, которая выросла на эти самые 10%.
В итоге НДС ложится на конечного потребителя, будет ли это госбюджет, откуда ведутся закупки для тех же учреждений здравоохранения, либо покупатель в аптеке.
Удержать любой ценой
Минздрав объяснял: розничные цены в аптеках носят объективный характер и зависят от цены производителя, периода поступления лекарства, наличия остатков. И значительная доля лекарств поступала в аптеки и на склады на протяжении прошлого и даже позапрошлого года.
Поэтому, чтобы не допустить резкого скачка стоимости, даже достали остатки "по старым ценам", установленным еще до 1 января.
"Розничные цены на некоторые лексредства уменьшены за счет уменьшения торговой и оптовой надбавок, а также стоимости приобретения. В настоящее время продолжается работа в данном направлении. Снижаются применяемые надбавки, в аптечной сети предоставляются скидки до 10% на лексредства", – сообщает пресс-служба Минздрава.
Кто в ответе за цены?
Ценообразование в Беларуси строго регламентируется Указом президента №366, который устанавливает надбавки для каждого из участников фармрынка, от оптовиков до аптек. Оптовая наценка всей цепочки дистрибьютеров в стране не может превышать 9% к отпускной цене за единицу товара.
Для аптек такая наценка установлена на уровне от 2% до 30%: минимум на самые дорогие, максимум – на самые дешевые.
Поэтому когда власти предлагают разделить 10% налога на добавленную стоимость между всеми участниками фармрынка, чтобы цена не сказалась на кошельке покупателя, то предлагается, в том числе, снизить процент своей прибыли и оптовикам-дистрибьютерам, и аптекам.
"Безусловно, каждый из звеньев этой цепочки может каким-то образом уменьшить свой доход, взяв часть этого налога на себя: с одной стороны, принять участие может оптовик, не выставляя свою максимальную наценку, а с другой – аптека, не выставляя свою. Поэтому в первую очередь просьба шла именно к этой цепочке, – не использовать максимальные наценки, тем самым удержав несколько цены", – объясняет Наталья Макеева.
Зафиксировать цены
При этом, подчеркивает Макеева, и Минздрав, и МАРТ немало сделали, чтобы стабилизировать цены. К примеру, пилотный проект, по которому производители устанавливали свои расценки по референтному принципу: сравнивали стоимость лекарств в других странах (14 государств), высчитывали среднее и с такой ценой приходили на белорусский рынок.
Проект, к слову, был признан успешным: иностранные компании шли на уступки. Но с 2020 года его временно свернули, опасаясь трудностей с поставками на фоне ситуации с коронавирусом.
"Процедура референтного ценообразование была понятной для каждой иностранной компании: практика существует во многих государствах, это закон, который необходимо соблюдать с приходом на рынок. Цена фиксировалась на год и оставалась неизменной. Было хорошее снижение по многим позициям. Поэтому на фоне всех усилий, которые предпринимались для снижения цен на лекарства в Беларуси, введение НДС выглядит неожиданным", – рассказала Наталья Макеева.
Скидка от производителя
Минздрав и ранее проводил переговоры со всеми участниками фармрынка о снижении цен. В том числе, и с фармкомпаниями, потому что основная цена лекарства, от 72% до 97%, заложена именно ими.
Просьбу с предоставлением скидки госдистрибьютер "Белфармация" направил в головные офисы иностранных компаний-производителей. Такие вопросы, по словам Натальи Макеевой, всегда рассматриваются каждой компанией индивидуально. При этом прайс-листы готовятся для каждой страны заранее, поэтому изменить цены быстро будет достаточно непросто, требуется обоснование и согласование на нескольких уровнях компании.
Иногда о снижении контрактной цены удается договориться, причем о весьма солидной скидке, уровняв стоимость лекарств с соседними государствами. Но в целом диктовать свои правила иностранному производителю сложно, можно лишь просить об уступках. И вот почему.
Обложить НДС
В Беларуси достаточно строгая контрольно-разрешительная система в сфере обращения лекарств – как при регистрации, так и при ввозе на территорию республики. С одной стороны на рынок не попадают некачественные и фальсифицированные лекарства, с другой – сильный контроль наряду с относительно небольшим объемом рынка не всегда интересен фармкомпаниям настолько, чтобы снизить цены на уровень с соседними странами.
Наталья Макеева объясняет, что, принимая решение о выходе на новый рынок, производитель оценивает многие факторы: это и численность населения, и размер фармацевтического рынка, и система здравоохранения, существует ли в стране страховая медицина, а также состояние патентной защиты в стране. Факторов много. И, принимая решение о регистрации в стране (а это достаточно непростая и дорогостоящая процедура), компания оценивает и происходящие на внутреннем рынке изменения.
Когда началась активная программа импортозамещения (в 2015 году), многие иностранные фармкомпании, к слову, пересмотрели свой портфель зарегистрированных в Беларуси препаратов. В результате некоторые наименования исчезли с рынка, а общая доля зарегистрированных в стране лекарств значительно снизилась.
Налог на добавленную стоимость на лекарства – практика, существующая во многих государствах. И "в идеале" он ложится на кошелек конечного потребителя. Скорее всего, со временем 10-процетный налог войдет в итоговую стоимость лекарства, считают эксперты.
Но кошелек покупателя – это не только итоговый потребитель, это и государство в том числе: около 25% фармрынка в стране – это госпитальные закупки, на которые выделяются средства из бюджета.
Читайте также:
- Пиневич рассказал о снабжении больниц и аптек лекарствами и ценах на них
- "Можно получить дефицит": экономист о "заморозке" цен в Беларуси
- Беларусь попала в топ-3 импортеров лекарств из Москвы