Константин Пересветов, Sputnik
Эта талантливая женщина успела в своей жизни многое. Пробовала себя в разных жанрах — в цирковом искусстве, в драматическом театре, на телевидении и в кино. И везде добилась успеха.
Особую известность ей принесла детская передача "АБВГДейка", где она полюбилась миллионам ребят в качестве доброй и забавной Ириски. Накануне роковых гастролей в Гомеле с актрисой произошла целая череда неприятных событий — и в личной жизни, и на работе.
Незадолго до этого от Ирины ушел муж. Практически в это же время Ирину Асмус без объяснения причин отстраняют от исполнения роли Ириски. Этому предшествовал ряд выговоров в отношении участников передачи "АБВГДейка", которые считали необоснованными.
Но Ирина Павловна, которая всегда была очень энергичным, активным, жизнелюбивым человеком, рук не опускала. Она продолжала работать в цирке.
Впервые на его арену она вышла совсем юной, сразу после окончания Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Ирина выступала в номерах эквилибристов на першах. Перш — это высокий шест, с помощью которого артисты исполняли различные акробатические номера. Ирина была небольшого роста, и идеально подходила для роли "верхнего" — она должна была находиться на верху шеста, удерживаемого партнером. Там, на большой высоте, Асмус выполняла различные акробатические номера, как правило, весьма сложные и рискованные. Одна из тренировок закончилась для девушки серьезной травмой, и от эквилибристики пришлось отказаться. Правда, советское цирковое искусство знает случаи, когда вернувшиеся с фронта после тяжелых ранений артисты цирка Леонид Петлицкий и Михаил Дмитриев после упорных тренировок продолжали выступать с першами. Да так, что почти никто не мог заметить, что у одного них нога была полностью лишена подвижности, а у другого — ампутирована.
Но врачи запретили травмированной девушке выступать на высоте. Тогда Ирина Асмус заканчивает драматическую студию Ленинградского театра юного зрителя. И неплохо играет уже на сцене — в театре имени Комиссаржевской она исполнила Золушку, Джульетту, многие другие роли.
Но притяжение цирка, детских улыбок оказалась сильнее — и Ирина снова возвращается на манеж. Она берет себе псевдоним "Ириска" и выступает в роли клоунессы. Ее репризы были не простой эксцентрикой. Например, сюжет "Да будет свет!", где Ириска защищает собой свечу, от которой загораются все огни цирка, символично раскрывал значение артистического искусства, несущего светоч радости людям.
Всесоюзная известность придет к Ириске в 1978 году, после дебюта в передаче "АБВГДейка".
Но в середине 1980-х годов в жизни артистки начнется черная полоса.
Брак и металл
Днем 15 марта 1986 года 45-летняя Ирина Асмус в очередной раз поднялась под купол цирка. Тысячи гомельчан следили за ее трюком — "Старушка на абажуре". На высоте 12 метров артистка продела ногу в петлю и закружилась вниз головой. Страховку она отстегнула, чтобы не мешала. Внезапно Ириска сорвалась вниз. Падение оказалось смертельным — Ириска умерла прямо на арене, на глазах так любивших ее детей.
Последующая экспертиза показала — у Ирины было переломано множество костей, смерть наступила от внутреннего кровоизлияния.
В чем была причина трагедии? Официальное расследование назвало причиной брак металла механизма, на котором артистку поднимали под купол. Были и более детальные подробности — в подъемном аппарате одна из гаек оказалась расклепанной. Два работника Гомельского цирка были даже осуждены по этому делу — условно. Существовали и иные версии происшедшего.
Незадолго до смерти, как сообщает журналист Павел Мицкевич, ссылаясь на свидетельство горничной гостиницы, у Ирины Асмус был тяжелый разговор с бывшим мужем по телефону. Тот как будто весьма резко требовал от нее оставить ему квартиру в Ленинграде. И даже угрожал Ирине. Именно второй муж Асмус был автором этого номера и ранее ассистировал Ириске во время его исполнения.
Особый трагизм происшедшему придавало то обстоятельство, что под Гомелем, на военном аэродроме "Зябровка", в это время служил сын Ирины Асмус. Ирина Павловна отправилась на гастроли в Гомель в том числе и для того, чтобы повидаться с ним. Именно сыну пришлось везти тело матери в Ленинград…
До сих пор эта трагическая история во многом окружена молчанием. Почти все материалы расследования по прошествии времени были уничтожены. В Гомельском государственном цирке комментировать трагедию, случившуюся 30 лет назад, нам снова не стали.