Вера Дашкевич, Sputnik.
Президент США Билл Клинтон провел в Минске всего шесть часов. За это время успел встретиться с ветеранами на площади Победы и возложить здесь венок, пообщаться с молодежью в Академии наук, установить мемориальную скамью в Куропатах, а также подписать вместе с тогдашним председателем Верховного Совета Беларуси Станиславом Шушкевичем Договор о взаимной защите инвестиций.
Это был ответный визит. Летом 1993 года в Вашингтоне с официальным визитом находилась белорусская делегация. На прощальной встрече Шушкевич и предложил американскому президенту посетить Беларусь.
КГБ против
Шушкевич вспоминал, что белорусские спецслужбы холодно отнеслись к этой идее — принять на своей территории президента страны, которая до недавнего времени считалась вражеской.
"КГБ присылает мне письмо: в сложившихся условиях комитет не может гарантировать полную безопасность прибытия и нахождения Клинтона в Беларуси", — вспоминал экс-спикер на страницах своей книги воспоминаний "Моя жизнь, крушение и воскрешение СССР".
Шушкевич встретился с послом США Дэвидом Суорцем, объяснил ситуацию. Тот после непродолжительных консультаций успокоил белорусского руководителя: охрану президента берут на себя спецслужбы США.
Но следом Шушкевичу приносят еще одну депешу из КГБ. Белорусские чекисты настоятельно рекомендуют отказаться от поездки в Куропаты, по дороге могут быть снайперы, а у комитета, пересказывает содержание второго письма экс-спикер, "нет необходимого количества сотрудников взять под контроль весь путь следования".
Площадь Победы и Куропаты
Первым делом Клинтона привезли в правительственную резиденцию, где состоялось подписание документов. Следующим пунктом программы была площадь Победы. Шушкевич вспоминал, что ветераны, участвовавшие в церемонии, сначала, как и белорусское КГБ, отнеслись к Клинтону настороженно.
"Сначала сдержанные, а потом не то что не устоявшие перед его умением нравиться, а пришедшие в восторг от этого умения, — они приветствовали американского президента очень искренне. Я бы сказал, что это было замечательное братание белорусов и американцев. Великолепная встреча!.." — вспоминал Шушкевич.
В Куропатах, на месте захоронений тысяч расстрелянных НКВД жертв, Клинтон установил памятный знак — мраморную скамью. В последующие годы ее неоднократно ломали и снова силами общественных активистов восстанавливали.
Ссобойка
Драников в тот приезд Билл Клинтон, судя по всему, так и не попробовал. Во всяком случае, Шушкевич вспоминал, что не видел, чтобы президент прикоснулся хоть к какой-то предложенной белорусами еде. А вот ссобойку видел.
"В автомобиле он достал "ссобойку" типа нашей студенческой, налил Суорцу и мне кофе. Добротный кофейный запах испугал меня. Я подумал, что если попью кофе, то буду содрогаться вместе с сокращениями моего сердца. А оно частило, так как я побаивался, что не все получится, как задумано", — рассказывал Шушкевич. Кофе он тогда выпил только после того, как Суорец его успокоил, что напиток без кофеина.
Хиллари Клинтон в это время вместе с супругой Шушкевича развозили гуманитарную помощь по детским больницам и встречались с руководителем балетной труппы Национального театра Валентином Елизарьевым. Дочь Клинтонов в то время увлекалась балетом.
Если осенью 2016 года Хиллари Клинтон выиграет выборы, то белорусы смогут сказать, что принимали у себя сразу двух американских президентов в рамках одного визита.