Президент России Владимир Путин во вторник примет участие в церемонии открытия памятника Евгению Примакову в сквере у здания Министерства иностранных дел России.
Евгений Примаков, советский и российский государственный деятель, был одним из ведущих отечественных востоковедов, крупным специалистом в области мировой экономики и международных отношений. В разные годы возглавлял СВР, МИД, правительство России.
Евгений Максимович Примаков родился 29 октября 1929 года в Киеве.
Востоковед
Примаков окончил арабское отделение Московского института востоковедения по специальности "страновед по арабским странам", а затем аспирантуру экономического факультета МГУ. Работал на Гостелерадио в арабской редакции, начинал корреспондентом, но довольно быстро возглавил редакцию.
В 1960-е уехал с первой миссией на Восток — собкором "Правды", четыре года провел в Каире. По долгу службы много ездил и общался, во время командировки в Багдад познакомился с Саддамом Хуссейном и своим коллегой, на тот момент редактором иракской газеты Тариком Азизом.
Из той поездки на Восток, среди прочего, привез докторскую диссертацию "Социальное и экономическое развитие Египта". В последующие годы Примаков работал на высоких постах в Институте мировой экономики и международных отношений, Институте востоковедения АН СССР и потом снова в ИМЭМО.
Дипломат — "не-консерватор"
В начале 1990-х Примаков переходил на работу в спецслужбы, сначала СССР, затем России. Российскую внешнюю разведку он возглавлял более 4 лет, пока не получил назначение министра иностранных дел. В западной прессе с появлением нового российского министра снова заговорили про "Мистера Нет", так на Западе в свое время за принципиальность и твердую позицию называли главу советского МИД Андрея Громыко. Одно из первых "нет" касалось расширения НАТО на Восток.
"Когда я пришел работать в МИД, то мы собрались — мои заместители и руководители соответствующих департаментов — для анализа возможных вариантов действий в ответ на расширение НАТО. Первый. Заявить, что мы категорически против, и вести дело к тому, чтобы этого не произошло. Естественно, это означало бы обострение отношений с США, странами Западной Европы. Второй вариант — согласиться полностью и, как говорится, "не рыпаться". И, наконец, третий вариант: не соглашаться с расширением НАТО, минимизируя негативные для нас последствия от этого процесса. Был выбран третий, как оказалось, правильный вариант. Потому что обострять отношения со всеми странами НАТО контрпродуктивно", — писал позже Примаков.
Бывший член Политбюро ЦК КПСС Александр Яковлев иронизировал, что зря демократы считают Примакова консерватором.
"Он не консерватор, он просто не торопится с выводами. То, что можно сказать сегодня вечером, он предпочтет сказать завтра вечером. Американцам придется всегда формулировать свою позицию с учетом мнения России. Он будет постоянно напоминать американцам, что Россия существует", — говорил Яковлев.
Рассудительная и последовательная позиция Примакова позволила сформировать новую — многовекторную — внешнюю политику России, когда у страны появились взаимные интересы и на Западе, и на Востоке.
Антикризисное премьерство
После августовского кризиса 1998 года Ельцин уговорил Примакова возглавить правительство, но через 10 месяцев отправил в отставку. Хотя фонд "Общественное мнение" в те дни фиксировал значительную поддержку правительства Примакова. Большинство опрошенных считали, что действующему кабмину удалось добиться экономической стабилизации.
Затем была коалиция с Юрием Лужковым и депутатство, попытка отстоять государственный подход к решению экономических вопросов.
"Мы считаем себя государственниками. Это выражается еще и в том, что мы считаем: государство должно контролировать и регулировать экономические процессы", — говорил Примаков.
В нулевые свои взгляды Примаков отстаивал как руководитель Торгово-промышленной палаты России. В 2011-м в возрасте 81-го года ушел в отставку.
26 июня 2015 года скончался после продолжительной болезни.
"Это был человек высочайшей образованности и спокойствия. Людей такого уровня грамотности и аналитичности ума в российской политике можно по пальцам пересчитать. Высказываю соболезнования родным, близким и друзьям Евгения Максимовича", — заявлял в интервью Sputnik Станислав Шушкевич.