МИНСК, 7 апр – Sputnik. Действующий Кодекс об образовании должным образом не работает, а новый принимать не нужно было, считает известный белорусский педагог Евгений Ливянт. Об этом он рассказал Sputnik.
Во вторник депутаты нижней палаты парламента утвердили изменения в Кодекс об образовании. Новации затронут работу вузов, колледжей и детских садов, а в законе официально закрепят "дистанционку".
"Неудобные" изменения
"Пока, если честно, не понял, в чем суть изменений. Как мне кажется, было бы правильно, с точки зрения Минобразования или комитета по образованию парламента, представить обновления в виде таблицы: что было – что стало", – говорит Ливянт.
Он поясняет, что поскольку сфера образования затрагивает практически все население страны (в одних только школах Беларуси учится миллион детей), нужно было сделать поправки в кодекс удобными и понятными для всех.
По его словам, в действующем кодексе (принят в 2016 году – Sputnik) четко регламентировано количество учащихся в одном классе в средних школах (не больше 25 человек), а в начальных школах, гимназиях и лицеях – не больше 20.
"И эта норма уже много лет не соблюдалась, поскольку в классы набирали и по 30, и по 35 человек. В новом кодексе наполняемость классов не будет ограничена, то есть в классе может быть любое количество учащихся", – комментирует педагог.
"Дистанционка" – не новшество
Что касается дистанционной формы образования, то, как утверждает Евгений Ливянт, она была прописана и в старом кодексе.
"Другое дело, в новом документе нигде не прописано, что такая форма обучения может быть предоставлена ученикам школ. Наверное, нет такого жесткого запрета, как было раньше", –поясняет он.
По его словам, в России с 1 января 2021 года законодательство в части образования было значительно либерализовано. В школах РФ дистанционная форма обучения разрешена, тогда как для белорусских школ это четко не прописано.
Напомним, в новом кодексе закрепили возможность для школьников сочетать обучение на дому и в школе. Решение, правда, будут принимать на основании справки врачебно-консультационной комиссии и заявления родителей.
Монополия слов и запрет для родителей
Ливянт сокрушается, что в новом кодексе различным общественным организациям и фондам, не имеющим отношения к системе образования, будет запрещено использовать такие понятия, как школа, лицей, колледж, институт, университет и академия. По его словам, кроме как абсурдом и глупостью это назвать нельзя.
"Школа танцев, школа шахмат, школа вышивания крестиком – что такого, если такие появятся? Почему нужно было создавать такую монополию слов и придавать ей значение? Бессмысленная, на мой взгляд, процедура", – удивляется эксперт.
При этом он напомнил, что белорусы пользуются словом "институт" не только с точки зрения образования – институт брака, семьи и так далее.
Евгений Ливянт раздосадован еще одним правилом для будущего кодекса, а именно тем, что родители не имеют права вмешиваться в учебный процесс.
"Как это понимать? Как можно не участвовать в учебном процессе своего ребенка? Что значит это фраза? Нужно прописывать и детализировать, как это будет работать, чтобы не вызывало трудностей", – подчеркивает педагог.
По его мнению, новому кодексу не хватает гибкости, поскольку "современное образование настолько гибкое, а формы и методы преподавания быстро меняются".
"Многие нормы не работают в старом Кодексе об образовании, и возникает вопрос: а нужен ли этот новый кодекс? На мой взгляд, не нужен. Проблем в сфере образовании так много и они настолько глубокие, что принятие или непринятие этого документа никак не решает их. Можно сказать, много шума –и ничего", – подытоживает Ливянт.
Читайте также:
- Высшее образование дорожает: вузы подняли расценки на обучение
-
Концепцию развития образования в Беларуси вынесут на общественное обсуждение
Перепечатка данного материала допускается только с письменного разрешения редакции Sputnik Беларусь.
Самое интересное ищите в нашем канале на Яндекс.Дзен, а самое важное на нашем канале в Telegram