Креативный директор и совладелец брендинговой компании Labelmen (Россия) Анатолий Татауров на примере российского рынка рассказывает, как изменился покупатель, и какие требования к продуктам он предъявляет в пандемию.
Ушли в самоизоляцию и в онлайн
Первый и самый очевидный тренд пандемийного шопинга – переход в онлайн. Вынужденная самоизоляция привела в онлайн-магазины миллионы новых покупателей. Причем, судя по опросам, заказывать товары онлайн попробовали и те, кто раньше этого не делал.
Игрокам рынка, чтобы выжить и заработать, пришлось срочно бросать все свои силы в онлайн-продажи, хотя для многих это никогда не было приоритетным источником дохода. Но пандемия диктовала свои правила.
Как итог, количество покупок в онлайн увеличилось на 34%. Причем пользоваться спросом стало и то, что раньше в основном покупали только у обычного прилавка, а также товары импульсивного спроса. К слову, по данным агентства, одним из самых популярных заказов в онлайн-продуктовых магазинах стали чипсы: спрос вырос на 356%. В топе специи, соусы, сметана, выросли покупки мяса – на 168%.
По мнению аналитиков, после пандемии и снятия ограничений многие люди продолжат совершать онлайн-покупки, предпочитая такой шопинг обычному походу в магазин.
Едим дома
Естественно, локдаун вынудил поменять привычки любителей покушать вне дома: в кафе и рестораны стали ходить реже, а топ поисковых запросов выходит "Как приготовить…". Судя по опросам, если в 2019 году продукты для приготовления дома покупали 11%, то в первый пандемийный год уже 21%.
Реже, но больше
Карантинные меры отразились и на походах в магазин: стали ходить реже, зато покупательская корзина существенно увеличилась. Покупать стали про запас, приобретать продукты начали большими упаковками.
Анатолий Татауров рассказывает, что люди стали закупаться на неделю и месяц вперед: если по опросам 2019 года такой тактики придерживались всего 14%, то в первый пандемийный год – 25%.
Не хотят экспериментировать
В кризисные периоды, объясняет эксперт, поведение покупателя меняется и в плане брендов.
"Эксперименты с брендами закончились. Когда у человека больше денег, он легче переключается с бренда на бренд: надоел один продукт, попробую что-то другое. Когда же денег нет, покупатель держится за свой любимый продукт – тот, который уже не раз попробовал, которому доверяет", - объясняет Анатолий Татауров.
От ЗОЖ к новому тренду
В пандемию покупателю стало недостаточно прочитать на упаковке "зеленые маркировки": мало просто написать "ЗОЖ", "БИО" или "ЭКО". Люди теперь более придирчиво читают упаковку.
"Тренд поменялся. Люди хотят видеть конкретные вещи. В пандемию на первое место выходит не тренд на ЗОЖ, а новое качество продукта – безопасность. Люди хотят видеть объяснение, почему твой продукт безопасен. Будьте уверены, что человек прочитает все до самой мелкой буквы на этикетке, прежде чем поверить производителю", - говорит Анатолий Татауров.
Режим экономии
Пандемийный кризис вынудил и большую часть людей начать экономить. В мае 2020 года, когда и рынок, и покупатели только подстраивались под новые коронавирусные реалии, Росстат сообщал следующие данные: жесткая экономия в апреле привела к обвалу розничной торговли в России на 23,4%. В общем числе совершаемых покупок на продукты приходится 57,7% (годом ранее - 48,5%).
В пандемию произошел переход от "Покупаю, что хочу" до "Покупаю, что дешевле". Однако это не означает, что люди стали питаться хуже. Дискаунтеры начинают переключаться на более дешевый сегмент товара, чтобы удовлетворить новый покупательский запрос: те, кто вовремя переключился, смогу устоять и даже хорошо заработать.
"Что же делать производителю, чтобы удержаться в пандемию? Продумать недорогую, но хорошую линейку базовых, понятных и простых продуктов. И добавить некий маркетинг, который объясняет эту стратегию", - говорит Татауров.
Читайте также:
-
В ЕАЭС озаботились качеством товаров из интернет-магазинов третьих стран
-
Беларусь занимает 35-е место в глобальном рейтинге онлайн-торговли
-
Качество и возврат товаров: на что белорусы жалуются в МАРТ?