Продолжая цикл материалов о планировании проверок, их проведении и оформлении итоговых документов, остановимся на том, что делать, если вы не согласны с выводами проверяющих, их действиями и вообще с самим фактом проведения у вас проверки.
Кому подавать жалобу
Еще во время проверки, а точнее в течение десяти дней со дня ее начала, вы можете пожаловаться на эту несправедливость тому, кто стоит на ступеньку выше проверяющих в пирамиде контролирующих органов. А говоря официальным языком – в вышестоящий контролирующий орган или должностному лицу. То есть, например, если вас проверяет районная инспекция, жалоба подается в городскую или областную инспекцию. А если вас проверяет само министерство – жалоба направляется министру.
На что можно пожаловаться после проверки
Оснований для таких жалоб только два.
Во-первых, в том случае, если проверяющие забыли или не захотели сделать запись о проверке в книге учета проверок. Конечно, если вы сами им не дали эту книгу, это не будет считаться поводом для жалобы. В этом случае претензии будут к вам.
Во-вторых, жалоба может быть подана при нарушении порядка назначения проверки, в том числе ее необоснованном назначении. Тут варианты могут быть разные. Например, с момента государственной регистрации вашей организации прошло менее двух лет. Или к вам с проверкой пришли второй раз в течение одного календарного года. Это касается плановых проверок. Или контролеры вышли за рамки своих компетенций и проверяют вопросы, не относящиеся к их сфере контроля. Или какой-то начальник назначил проверку, не имея на то должностных полномочий.
Таких вариантов может быть много. Если у вас возникли сомнения, внимательнее прочитайте Указ №510.
Итак, если вы не позднее десяти дней с начала проверки подаете жалобу о признании проверки незаконной, вышестоящий орган или руководитель контролеров в такой же срок её рассматривает и принимает решение.
Но решение это не окончательное. Его можно обжаловать в суде.
Подачи жалоб, конечно, проверку не приостановят, но если жалоба будет удовлетворена, то проверка будет прекращена. А если она уже закончилась, ее результаты будут считаться недействительными.
Как обжаловать результаты проверки
Обжаловать можно не только назначение проверки, но и решение, которое принято по её результатам.
После подписания акта проверки, возможного написания вами возражений к этому акту и получения ответа на эти возражения начинается важный этап рассмотрения материалов проверки. Длится он 30 рабочих дней, а по решению руководителя контролирующего органа может быть продлен еще на 15 рабочих дней.
И вот на финише мы получаем решение по акту проверки и предписание об устранении нарушений.
Но и это может быть еще не финиш.
Еще один шанс
Никто не отменял право любого лица, если такое лицо полагает, что его права и законные интересы нарушаются чьими-то решениями и действиями, обжаловать эти решения и действия. В том числе решения и действия контролирующих органов.
Если вы считаете, что проверяющие превысили свои полномочия, что тяжесть наказания несправедливо перевешивает ваши случайные и безобидные недочеты – жалуйтесь.
Жалуйтесь все тем же вышестоящим органам и вышестоящим должностным лицам или в суд.
Причем жаловаться можно сразу во все инстанции. Однако в вышестоящие органы жалобу надо успеть отправить не позднее 30 календарных дней со дня вынесения несправедливого (на ваш взгляд) решения, а в суд – в течение года.
Итоги рассмотрения жалобы непредсказуемы, но Указом №510 предусмотрено несколько вариантов. Решение по итогам проверки могут либо оставить в силе, либо отменить его полностью или частично, либо внести в него изменения. А возможен и вариант отмены решения по итогам проверки с назначением дополнительной проверки.
Читайте другие материалы о том, как пройти проверку, на Sputnik:
- В помощь предпринимателю: что нужно знать о проверках в Беларуси
- Пришла проверка: о чем могут спросить и что должны предъявить контролеры
-
Как предпринимателю без проблем пройти проверку
-
Шпаргалка для предпринимателя: подводим итоги проверок правильно