Новости торговых компаний вынуждают специалистов ритейла задаваться многочисленными вопросами. Что будет с сетевыми маркетами в ближайшее время? Что дальше будет с объемами продаж, которые упали? Кроме того, в рознице назревает передел собственности.
Sputnik оценил ситуацию на рынке белорусского продуктового ритейла. Выяснили, кто же купит Bigzz и ждет ли гипермаркеты Green закрытие. В ситуации корреспонденту Sputnik помогал разобраться руководитель проекта BelRetail.by Сергей Скороход.
Bigzz - точно все
На днях во многих СМИ появилась новость: магазины Bigzz закрываются в ближайшее время. Дни компании "Баниар" (владельца торговой сети) сочтены. Так ли это?
Сергей Скороход считает, что информация верная. Ее подтверждают многочисленные источники. И проблемы у Bigzz начались гораздо раньше, чем об этом громко стали говорить, - еще в октябре прошлого года.
"Они допустили ряд стратегических ошибок при разработке концепции. Главная проблема в том, что "Баниар" стала создавать разные форматы магазинов Bigzz: гипермаркет, магазины у дома, супермаркеты. Стали частично переходить на режим работы 24/7. В итоге — запутали покупателя. Потребители не поняли этого, потому что им нужно четко ассоциировать торговую компанию с определенным форматом. Запоминающимся”, - говорит специалист в области ритейла.
Первые магазины этой сети закрылись в конце прошлого года. Уже не работают точки на Машерова и Жудро, а в других магазинах, которые пока открыты, покупатели видят полупустые полки и остатки товара. Редакция Sputnik также убедилась в этом.
"Мышь повесилась"
Многие отделы пустуют, нет порой и социально значимых товаров. В компании "Баниар", которая владеет сетью Bigzz, ситуацию толком не комментируют. Полупустые полки объясняют проблемами с поставщиками. У компании — большая закредитованность.
Многие поставщики, к слову, стали массово подавать иски в суд на СООО "Баниар". С августа 2020 года в судебные инстанции обратились несколько сотен партнеров, в том числе и государственные фирмы — производители мясных изделий, хлебзаводы.
Схожая ситуация по ассортименту в дискаунтере "Копилка", который входит в группу "Баниар". Многие из "Копилок" уже проданы. Дискаунтер по улице Лукьяновича в Боровлянах пока работает.
По мнению специалистов рынка, открытие нескольких дискаунтеров "Копилка" стало роковым для бизнеса СООО "Баниар". Поскольку у дискаунтеров совершенно другая логистика поставок товаров и ценообразование, нежели у супермаркетов. "Копилка" в итоге и потянула за собой более устоявшийся и зрелый бренд Bigzz.
С начала 2016 года компанию "Баниар", крупнейшими акционерами которой являются Наталья и Алевтина Лукомские, возглавил Борис Лукомский. Многие сейчас из этих лиц за границей. Комментариев никто не дает.
Кто выкупит магазины Bigzz?
По слухам, на несколько маркетов претендует ритейлер "Евроторг". На начало года по всей Беларуси работает более 900 магазинов компании под брендами "Евроопт", "Хит!" (представленный двумя разновидностями: "Хит! Экспресс" и "Хит! Стандарт"), а также "Грошык". В самом "Евроторге" информацию о покупке не подтверждают.
Интерес проявляют и "Соседи". Владельцем сети, оператором которой выступает компания Libretik Group, является бизнесвумен Алма Яунцемене, по информации литовских СМИ — дочь Юозаса Будрикиса, автодилера и основателя в прошлом известной торговой сети Pas Juozapą. Алме Яунцемене владеет, помимо прочего, сетью пиццерий и ресторанов "Темпо" и "Васільки".
"Вообще нет никакой сенсации в том, кто же купит сеть Bigzz, - говорит Сергей Скороход, - поскольку "Баниар" фактически недвижимостью не владела. Они большинство торговых площадей брали в аренду. Поэтому здесь все просто: меняется договор аренды, меняется вывеска. И новый бренд начинает работу на месте предыдущего".
Та же история с гипермаркетом Bigzz, первым в Беларуси. Он начал работу на территории ТЦ "Экспобел" в 2005 году. Сейчас площадями интересуется сеть гипермаркетов Green.
Всего же у Bigzz осталось четыре супермаркета и один гипермаркет.
Дело Кирейкова - владельца Green
4 февраля в "ГРИНрозница" пришли с проверкой сотрудники ДФР. Позже компания прокомментировала, что это была плановая проверка Комитета госконтроля Беларуси.
Но появились слухи о задержании Геннадия Кирейкова, известного белорусского бизнесмена. Он владелец группы компаний "РАПА", в которую входят в том числе сеть Green и ТЦ "Скала".
Есть и разговоры, что сеть гипермаркетов Green вовсе прекратит существование. Дело многие назвали политическим. Ведь на Всенародном белорусском собрании о некой крупной торговой компании эмоционально высказался президент Лукашенко.
"Мы ее просто сейчас вырезаем (торговая). Возьмите белорусский товар, продовольствие…", так они - "Вы "ябатьки". Белорусское? Вон отсюда!" Я говорю: проверьте, а что там - египетская картошка, польские яблоки, литовская продукция и так далее и тому подобное. Лично поручил своим людям пройти и посмотреть без чиновников. Скажите, как я должен относиться к такой компании, которой я (не лично) создал условия, чтобы она здесь работала? Ее в Беларуси не будет! Она у нас не дефицит!" - заявил на ВНС Лукашенко.
Руководитель проекта BelRetail.by Сергей Скороход, как раз считает наоборот - гипермаркеты Green - едва ли не образец торговли на рынке. По многим параметрам.
"Похожих магазинов в стране нет. Они целенаправленно развивают именно такой формат торговли. И это у них неплохо получалось. Хотя заграницей гипермаркеты уходят в прошлое, у нас такой вариант пока востребован", - говорит он.
Дойдет ли до закрытия сети Green?
Сергей Скороход склонен думать, что нет. Как-никак, там работает более четырех тысяч человек.
"Это тоже надо учитывать. Плюс это одна из лучших торговых сетей. Одним махом закрыть эти магазины - большой удар по ритейлу", - убежден эксперт.
По его словам, дело владельца сети - это одно, ситуация в торговой структуре - совсем другое. Тем более, владелец бизнеса на саму торговую сеть не обязательно должен оказывать большое влияние. Возможно, Green в опалу не попадет.
Никто не застрахован…
Эксперт не исключает, что со стороны государства все же могут последовать резкие шаги. Если это произойдет - может случиться банкротство. Потери будут не только экономические, но также имиджевые.
"В нынешней ситуации делать это государству просто невыгодно. Дело в том, что инвестиционный климат и без того низкий в стране", - отмечает Скороход.
Придет ли иностранный ритейлер в Беларусь?
По мнению экспертного сообщества в сфере торговли, ждать прихода иностранных крупных торговых игроков не стоит. Они попросту сами сюда не пойдут.
"Это к разговору и об инвестиционном климате, и об интересах в принципе. Не нужно ждать здесь французский "Ашан" или российскую "Пятерочку". Им здесь негде развернуться. В стране один крупный игрок-ритейлер — сеть магазинов компании "Евроторг", который "держит" порядка 20 процентов рынка. "Ашан" на меньшую долю не согласится, а ее нет", - уточняет нюансы рынка специалист.
"Все перестановки в ритейле будут проходить внутри, без привлечения внешних игроков" - , считает Скороход.
Прибыли - минимальные
Еще одна проблема, которая тормозит развитие торговых сетей, - низкая прибыльность.
Многие компании жалуются, ведь торговля - это дело очень хлопотное и затратное. Даже "Евроторг" со своими магазинами работает с маржинальностью в 1-2%.
"Потому что торговля — это и аренда, и сотрудники, и закупки, и налоги, и множество невидимых трат. Выкрутиться можно только на дополнительных услугах в торговых залах: кофемашины, салат-бары, обед-бары, кулинария. Все это позволяет компаниям хоть как-то работать с минимальными прибылями", - делится мнением эксперт.
Есть ли кризис в ритейле?
Многие экономисты полагают, что кризис не только в ритейле, но и в целом экономике. И эта тенденция мировая. Всему виной - пандемия коронавируса. В основном.
Крупные торговые сети, особенно при ТЦ, до пандемии зарабатывали больше, считают специалисты. Потому что человек приходил за покупками на полдня. Это была такая своеобразная форма отдыха для покупателя. Купить продукты, выбрать одежду, отдохнуть в кафе. А сейчас все идут за покупками и не задерживаются подолгу в торговых залах.
К тому же в Беларуси падает покупательская способность населения, отмечают эскперты. Да, люди не откажутся от хлеба и базовых продуктов питания. Но про изыски - забудут точно. Многие уже это сделали. На товарах соцзначения много не заработаешь. Наценка на них минимальная.
Еще одна проблема - свободные площади. Найти подходящее здание для магазина - тот еще квест, шутят специалисты торговой сферы. По сути, в стране серьезный дефицит хороших торговых помещений. Это также сдерживает рост доходности компаний.
Как решать проблему?
Одним из решений экономической проблемы и повышения маржинальности бизнеса может стать, в том числе, открытие магазинов нового формата - "у дома".
Вообще есть три типа магазинов: гипермаркеты, супермаркеты и магазины у дома. Именно "тапочные" магазинчики наиболее прибыльны в Европе. Там есть все необходимые товары, и далеко идти не надо - все рядом с домом.
Эксперты считают, что белорусским продовольственным компаниям нужно обратить внимание именно на такой вид торговли.
Так или иначе, выход на прежние, докризисные, объемы торговли у белорусских ритейлеров будет длительный. Счет пойдет не на ближайшие месяцы, а на годы вперед, отмечают эксперты.
Читайте также:
- Почему жильцы многоквартирного дома "воюют" с магазином – видео
-
Против торговой сети "Спортмастер" введены санкции