МИНСК, 20 мая – Sputnik. Поставки бензина из Беларуси на российский рынок резко выросли в апреле и составили по итогам месяца 40,1 тысячи тонн, что стало максимальным уровнем за несколько лет, сообщает международное ценовое агентство Argus.
"За весь 2019 год из Беларуси было импортировано в Россию лишь 200 тонн продукта", - приводит цифры для сравнения новостная служба агентства.
Невидимая рука рынка
В апреле поставки белорусского топлива с учетом логистики обходились клиентам в России минимум на 500 российских рублей (около 7 долларов – Sputnik) дешевле за тонну, чем российское топливо. Это связано с тем, что предложение российского бензина на рынке серьезно сократилось, что привело к росту его стоимости.
"Это стало результатом того, что регулирующие органы и нефтяные компании в прошлом месяце договорились снизить на срок до 30 июня нормативы обязательных биржевых продаж нефтепродуктов. Так, норматив по бензину уменьшен до 5% объемов производства по сравнению с 10% в I квартале", - констатировали в Argus.
В результате это привело к тому, что российские производители стали сокращать продажи бензина на бирже, не дожидаясь официального вступления новых правил в силу.
Запас беды не чинит
При этом владельцы некоторых сетей АЗС стали формировать запасы из белорусского топлива, ожидая в дальнейшем роста спроса на бензин и удорожания топлива на оптовом рынке после ослабления карантинных мер.
Только по оценкам аналитиков Argus, для Белорусской нефтяной компании доходность апрельских поставок бензина Аи-92 на российский рынок была выше, чем в направлении латвийского порта Вентспилс, в среднем более чем на 100 долларов за тонну.
Ранее стало известно о намерении властей России ввести запрет на импорт бензина на срок до 1 октября, но документ все еще ожидает регистрации в Министерстве юстиции.
Ситуация благоволила
Буквально до 2017 года Беларусь и Россия предварительно согласовывали плановый объем поставок бензина в протоколах к межправительственному соглашению.
После того, как российская сторона увеличила собственные мощности по производству, а для белорусских НПЗ поставки топлива стали нерентабельными, от них было решено отказаться.
Беларусь освободилась от обязательных поставок автомобильного топлива на российский рынок и все условия сделок стали подчиняться исключительно рыночным условиям.
Уже в январе – апреле 2017 года поставки белорусского бензина на российский рынок по железной дороге составили около 10 тысяч тонн. Причем годом ранее за аналогичный период было поставлено 82 тысячи тонн, а за аналогичный период 2015 года – 171 тысяча тонн.
Пока нельзя говорить о том, что белорусский бензин возвращается на российский рынок в полной мере. Возможно, российские власти в ближайшее время вновь повысят обязательную долю продажи топлива. Пока можно констатировать, что в апреле 2020 года Белорусская нефтяная компания, поставив более 40 тысяч тонн топлива, в полной мере воспользовалась выгодной ситуацией на рынке.