Белорусский металлургический завод входит в элиту мирового рынка металлопродукции и является одним из основных экономических брендов республики. Но сегодня ситуация на международных рынках не просто непредсказуема, а идет по протекционистской нарастающей и близка к фазе "торговых войн".
О белорусских трендах в новом мировом рыночном миропорядке в эксклюзивном интервью Sputnik Александру Рудковскому рассказал генеральный директор ОАО "БМЗ — управляющая компания холдинга "БМК" Анатолий Савенок.
Смена векторов в эпоху "торговых войн"
— ЕС и США ввели заградительные пошлины, под которые попал и БМЗ. Какие потери понес Белорусский металлургический завод и насколько развит протекционизм в металлургическом сегменте международного рынка?
— В настоящее время в мировой металлургии наблюдается тенденция ввода разнообразных заградительных мер с целью защиты своих рынков от "недобросовестных экспортеров". Эту тенденцию уже назвали "торговой войной". По данным ВТО, за последнее время крупнейшие страны мира G20 увеличили количество ограничительных мер в два раза. При этом порядка 40% защитных торговых расследований пришлось на металлургический сектор. К сожалению, и для БМЗ такие события не проходят без последствий.
Чтобы сохранить объемы экспортных поставок, на БМЗ реализуется стратегия по диверсификации продаж металлопродукции с ЕС на другие рынки. В частности, запланированы переговоры с представителями Западной и Северной Африки. Ведется работа по получению лицензии на поставку арматуры в Египет. Прорабатываются страны Латинской Америки. Завод прошел сертификацию на поставку арматуры в Колумбию, начата ее отгрузка в Панаму. С целью увеличения поставок металлопродукции в Великобританию проведена сертификация ТД "БМЗ – Балтия" по CARES. После получения соответствующих документов планируется открытие его представительства в Лондоне.
Что касается непосредственно ситуации с отгрузками в США, то пока они сохраняются на прежнем уровне. Наши потребители проволоки РМЛ и труб, с которыми БМЗ связывают долгосрочные отношения, пока взяли на себя затраты, связанные с введенными пошлинами.
— Как при таких условиях БМЗ удалось резко нарастить экспорт?
— Это результат многопрофильной работы, в которую вовлечен весь коллектив предприятия и нашей товаропроводящей сети. Она включает в себя множество направлений, начиная от снижения издержек, жесточайшего контроля за качеством, освоения новых видов продукции и заканчивая постоянным мониторингом рынка и выстраиванием доверительных партнерских отношений как с поставщиками, так и с потребителями.
Сегодня на экспорт отгружаем около 85% продукции. В январе-сентябре этого года зарубежным потребителям поставили 1,48 миллиона тонн металлопродукции на 941 миллион долларов, в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2017-го приросли на 35%. В топ-5 стран-импортеров входят Россия, Германия, Украина, Израиль и Литва.
География экспорта за девять месяцев – более 60 стран, а общая за всю историю завода достигла отметки в 118 стран. Фактически мы осуществляли поставки на все континенты, кроме Антарктиды.
Не просто сбыть, а реализовать продукцию максимально выгодно – вот наша главная задача. Постоянно мониторим ситуацию на мировом рынке и при необходимости перераспределяем объемы. Однако даже если рынок по ценовой конъюнктуре начинает выглядеть не совсем привлекательно, полностью с него не уходим: производим минимальные поставки, чтобы сохранить за собой необходимые ниши.
— Расскажите подробнее про российский экономический вектор?
— Предприятия России исторически являются нашими партнерами, как в плане потребления, так и поставки сырья и материалов. Если говорить про экспорт, то РФ занимает лидирующую позицию среди стран-импортеров нашей металлопродукции. Этот рынок важен для нас, поэтому мы сохраняем на нем свое минимальное присутствие даже при не самой благоприятной конъюнктуре. Например, при падении курса российского рубля.
Как я уже отметил, Россия — не только наш потребитель, но и поставщик. Около 50% металлолома, который поступает на БМЗ, заготавливается на территории РФ. Тесно работаем с россиянами и по другим позициям.
Трудности – закалка для металла
— Путь обновления предприятия усыпан не только розами. Я имею в виду высокую кредитную нагрузку 2015-2016 годов. В чем причина и какова ситуация на сегодня?
— За последние пять лет БМЗ инвестировал на техническое перевооружение, реконструкцию и новое строительство более 917,6 млн долл. США. Весомая часть средств, которые направлялись на модернизацию, были кредитными ресурсами. Это с учетом того факта, что выход из периода масштабной модернизации совпал с падением цен на металлопродукцию, и это обусловило высокую кредитную нагрузку. В то же время хочу отметить, что, несмотря ни на какие трудности, БМЗ всегда выполняет свои обязательства перед банками.
БМЗ является не только клиентом крупнейших банков Беларуси, но на протяжении более 15 лет получает кредитную поддержку в банковских структурах как Западной Европы, так и России.
Секрет нашего успешного сотрудничества — высокая репутация на мировом рынке стали и четкое соблюдение всех взятых обязательств. Мы имеем чистую кредитную историю перед банками.
— Чему научили вас и коллектив форс-мажорные трудности?
— Трудности — это как закалка для металла. От них становятся сильнее. Особенно если смог преодолеть их достойно. Коллектив БМЗ с трудностями последних лет справился именно так. Чему они научили? Относительно предприятия все как в жизни человека. Во-первых, ты учишься находить и использовать скрытые ранее резервы. Так, БМЗ выстоять во многом помогла интенсивная работа по снижению издержек. Только в 2017 году благодаря комплексу реализованных мероприятий мы смогли сэкономить $118,9 млн (или 11,2% от себестоимости продукции). По итогам 9 месяцев 2018-го экономический эффект от данной работы составил $87,6 млн. Во-вторых, преодолевая трудности, ты учишься быть более маневренным. Это про наш сбыт. Трудности научили нас быстро перераспределять свои объемы на более выгодные рынки. В-третьих, трудности — это еще и проверка для твоих друзей. В нашем случае — деловых партнеров. Успешно вместе преодолев не самое простое время, мы в очередной раз убедились в их надежности и том, насколько важно такими отношениями дорожить.
Рост и укрупнение
— В мире идет укрупнение компаний. Что понятно: корпорации диктуют условия работы на рынке. По идее Михаила Мясниковича Беларусь пошла по пути создания холдингов. Вы возглавили ОАО "БМЗ — управляющая компания холдинга "БМК", где Белорусский металлургический завод стал головной компанией. Насколько готов оказался топ-менеджмент и коллективы присоединенных предприятий к его высокой планке работы?
— Конечно, чтобы получить синергетический эффект от созданного холдинга, необходимо проделать колоссальную работу как по выстраиванию единой системы, так и в плане пересмотра или корректировки направлений деятельности каждого из предприятий.
Говоря о холдинге "Белорусская металлургическая компания", с уверенность можно сказать, что объединение в одну систему во многие из наших предприятий вдохнуло новую жизнь. Например, в Орше на базе неиспользуемых площадей ОАО "Завод "Легман" было создано совместное предприятие по производству рукавов высокого давления СООО "Манули Гидравликс Мануфактуринг Бел". Сегодня оно является единственным в Беларуси предприятием по выпуску рукавов высокого давления. С момента регистрации общий объем инвестиций в развитие предприятия составил более 15 млн евро. В настоящее время предприятие выпускает около 60 конструкций рукавов высокого давления. Сейчас на базе того же Легмаша реализуется инвестиционный проект "Завод по производству газовых баллонов в г. Орша", предусматривающий создание предприятия по выпуску стальных бесшовных газовых баллонов объемом от 13,4 до 50 л. Важные проекты за это время были реализованы и на Речицком метизном и Могилевском металлургическом заводах.
— БМЗ уже много лет не только успешно работает с международными топовыми корпорациями, но и масштабно наращивает объемы, постоянно внедряет новые инновационные виды продукции. Расскажите подробнее про это направление работы предприятия.
— Пропуском на любой рынок является безупречное качество продукции и умение идти в ногу со своими потребителями. На протяжении всей своей истории БМЗ уделяет пристальное внимание как совершенствованию качества выпускаемой продукции, так и улучшению ее характеристик, и освоению новых видов. Именно благодаря такому подходу предприятие сохраняет свои позиции на рынке стали и продолжает сотрудничество с ведущими мировыми компаниями. Только в 2017 году на БМЗ было освоено 57 новых видов продукции. Всего же за последние 5 лет доля инновационной продукции в структуре отгрузок завода выросла с 16% до 25%.
В первую очередь хотелось бы остановиться в продвижении проката для ведущих компаний автомобилестроения. Сегодня из металла, выпущенного на БМЗ, производятся комплектующие для Daimler, VW, BMW, Fiat, КАМАЗ.
По итогам 9 месяцев 2018 года ОАО "БМЗ — управляющая компания холдинга "БМК" более чем на 20% нарастило объем продаж металлопродукции, предназначенной для автомобилестроительной отрасли. Сегодня ее постоянными потребителями являются более 20 признанных мировых компаний. В их числе — Mahindra Forgings AG, Hammerwerk Fridingen AG, Schondelmaier GmbH-Presswerk, ПАО "КАМАЗ", АО "БелЗАН".
В текущем году освоено 10 новых легированных и углеродистых качественных марок стали для автомобилестроения: две из них уже запущены в серийное производство, внедрение еще восьми после прохождения одобрения у потребителей запланировано в первом квартале 2019-го. Всего за последние два года на БМЗ освоено более 30 новых марок стали.
Среди новинок сортопрокатного производства можно отметить освоение производства такого нового вида продукции, как арматура в прутках диаметром 8 мм. К слову, только в текущем году на завод поступило около 40 заявок на прокат данного профиля от потенциальных покупателей из стран ЕС, Африки, Ближнего Востока…
Специалисты БМЗ активно занимаются развитием поставок труб из хромомолибденовых марок стали для нефтегазовой отрасли, предназначенных в том числе для производства перфорационных пушек. Нашим бесспорным достижением в этом направлении является сотрудничество с международной нефтеинжиниринговой компанией, которая входит в первую тройку в своей сфере деятельности.
Инновационное развитие находит активное отображение и в метизном производстве БМЗ. В наших цехах постоянно ведется освоение новых сверх- и ультравысокопрочных конструкций металлокорда для ведущих производителей шин. Среди перспективных направлений можно выделить разработку технологии изготовления монометаллокорда, а также освоение производства новых конструкций многопрядных тросов и металлокорда, в том числе для производства крупногабаритных шин (КГШ) и сверхкрупногабаритных шин (СКГШ).
— Каково сегодня финансовое положение предприятия?
— За девять месяцев этого года приросли практически по всем позициям – как по производству, так и по отгрузке. В качестве примера могу озвучить несколько цифр. По оперативным данным, за 9 месяцев 2018-го выручка БМЗ от реализации продукции достигла $1,136 млрд, а в расчете на одного работающего — $104 тыс. Уровень обоих показателей (темп роста более 130%) практически достиг годовых результатов БМЗ за 2017 год. В целом, в этом году планируем произвести 2,47 миллиона тонн стали и получить около 1,5 миллиарда долларов выручки.