Белорусская атомная станция возводится в западной части страны поблизости от небольшого городка Островца, а топливо для нее будет произведено за тысячи километров в российском Новосибирске. Как выглядит производство "ядерных таблеток", которые послужат топливом для реактора, узнал корреспондент Sputnik Станислав Андросик.
Променяли грузовики на атом
Вообще, в 1948 году на месте современного завода, производящего высокотехнологичное топливо для ядерных реакторов по всему миру, было производство грузовиков.
В послевоенные годы огромная страна нуждалась в автомобильной технике, и в Новосибирске на едва организованном заводе успели даже собрать три грузовика, но в Москве решили, что это место в глубинке подходит больше всего для стратегического объекта.
Всего за год был создан Новосибирский завод химконцентратов (сейчас входит в Топливную компанию Росатома "ТВЭЛ"), а производство грузовиков переехало в белорусскую столицу. Теперь мы все знаем его как Минский автомобильный завод. Волею случая Беларусь обрела в те годы МАЗ, ставший впоследствии брендом, узнаваемым во всем мире.
Заберут даже часы
Для того чтобы оказаться в стенах режимного объекта, нужно получить аккредитацию в топливном дивизионе Росатома. Правда, на этом приключения только начинаются. На заводской проходной иностранного посетителя ждут фотографирование для временного пропуска и полный досмотр, как в аэропорту.
Кроме этого, придется расстаться с телефоном, диктофоном или любым другим записывающим устройством. Заберут даже механические часы, потому что безопасность превыше всего и никто не собирается долго разбираться, что у вас там может быть спрятано.
На проходной даже рассказали, что журналистка из Украины несколько лет назад предложила проверить, как работает оборудование. Она хотела попробовать пронести ядерную таблетку в кармане – на ее удачу, ее отговорили, или иначе, даже пусть и ради проверки, за такой проступок она бы сперва повстречалась с вооруженной охраной, а затем было бы разбирательство с полицией, и вылет в родные края пришлось бы отложить надолго.
Пройдя первую проходную, направляемся на инструктаж по технике безопасности – это ведь не просто завод, а режимный объект с потенциально небезопасным производством. Кстати, по цехам НЗХК можно передвигаться только с сопровождающим, и это не блажь, ведь в случае чрезвычайной ситуации нужно будет строго следовать его инструкциям и следовать в сторону выхода, а когда вы первый раз в цеху, то можно и заблудиться.
Вообще, в случае чего на заводе прозвучит сирена, и если во время учений, которые проводятся регулярно, она негромкая, то для реального ЧП будет звуковая дорожка в 90 децибел, это все равно что приложить ухо к автомобильному сигналу.
Вместо тысяч тонн угля
Пройдя все круги проверок и расписавшись в журнале инструктажа, направляемся в цех, где производят тепловыделяющие сборки. Это такие большие сборки стержней в виде шестиугольника, и одна такая ТВС весит более 700 кг, а по факту по своей энергоемкости равняется 60 тысячам тонн угля. Можно представить, сколько копоти отправит в небо ТЭЦ, сжигая такое количество угля.
Правда, перед тем как туда попасть, всех желающих и специалистов ожидает шлюзовая кабина – так на НЗХК называется очередной пункт пропуска. Затем, надев халаты, бахилы, маски и колпаки, в образе медика отправляемся на линию производства.
Весь цикл производства ядерного топлива начинается с того, что на специальном пульте управления инженеры запускают контейнеры с гексафторидом урана, а потом происходит изготовление порошка диоксида урана методом восстановительного пирогидролиза. Сложно, да? Если говорить простым языком, то из твердого состояния сырье переводится в газ, а потом из него получается порошок, который затем отправляется на другой участок.
Порошок, кстати, перемещается в специальных контейнерах, которые носят специальное название — биконусы. На участке изготовления урановых таблеток происходит перемешивание порошка и пластификатора, который позволяет таблетке лучше спрессоваться.
После формования таблетка отправляется в печь, где держится постоянная температура в 1800 градусов по Цельсию. Процесс обжига идет по специальному алгоритму, когда таблетка делает так называемые 40 шагов, на каждый отводится по 24 минуты. Ядерная таблетка раз за разом нагревается и остывает, в общей сумме на это уходит 15 часов. В сутки получается 1200 таблеток с ядерным топливом. Это, кстати, уран-235, который обогащен на 3,3%.
Никакой ручной работы, только контроль
В отличие от флагманов белорусской промышленности, в цеху ничего не производится на склад, все таблетки сразу отправляются на другой участок, где они помещаются в тепловыделяющие элементы (твэлы).
Все процессы на НЗХК полностью автоматизированы, а само предприятие находится в состоянии перманентной модернизации. Например, если раньше линия, где в твэл загружались ядерные таблетки, была в длину 300 метров, то теперь она в десять раз короче, а на самом заводе уже вовсю идет планирование, как использовать освободившуюся территорию. Вообще, если раньше площадь завода составляла 120 гектаров, то совсем скоро, к 2020 году, все мощности будут занимать всего 30 гектаров.
Производство твэлов на первый взгляд очень простое — в циркониевые трубки специальный автомат заталкивает по очереди ядерные таблетки. Только дьявол кроется в деталях. В одну циркониевую трубку необходимо поместить 350 таблеток топлива, затем трубка запаивается, но впереди еще 11 контрольных замеров. Твэл проверяется на все ключевые параметры: качество сварки швов, уровень обогащения топлива, герметичность и другие важные параметры.
Впереди твэл ожидает заключительный этап производства, когда все трубки будут собраны в шестиугольник ТВС. Инженерам нужно 312 трубок с топливом, чтобы собрать одну тепловыделяющую створку, а в реактор первой Белорусской атомной станции будет загружено 163 ТВС.
Перед тем как отправиться по железной дороге в Островец, все ТВС загружаются в специальные транспортные упаковочные контейнеры, на которых размещены индикаторы контроля удара.
Как и все гениальное, этот датчик устроен очень просто и состоит из двух перекрещенных пружинок, на которых размещены шарики. В том случае если контейнер подвергнется воздействию, шарики просто упадут вниз. И тогда специалисты будут знать, что ТВС из такого контейнера потребуют дополнительной проверки, впрочем, когда топливо будет доставлено в Беларусь, оно все равно пройдет все необходимые входные проверки.
На НЗХК пообещали закончить юбилейную партию топлива для БелАЭС в конце сентября и таким образом отпраздновать 70-летие завода. Само топливо отправится в путь по железной дороге, но маршрут и даты держатся в тайне по соображениям безопасности. Точно известно только одно — в следующем году топливо начнут загружать в реактор станции.