Белый дом при нынешнем его хозяине Дональде Трампе избрал стратегию уверенного давления на всех, включая даже стратегических союзников. Президент США не стесняется, не просто выторговывать лучшие условия для сделок, но и прямо вводит ограничительные меры, что ощутили на себе не только Китай, но и страны Евросоюза.
Как это скажется на белорусской экономике, разбирался Sputnik.
Как заработать на санкциях
В ходе своей избирательной кампании Дональд Трамп открыто критиковал внешнюю политику тогдашнего президента Барака Обамы, который, по его мнению, предал интересы США, заключив "ядерную сделку" с Ираном в обмен на снятие санкций.
Надо отметить, что в сделке помимо Ирана и США принимали участие страны-гаранты, которые поставили свои подписи под соглашением в Женеве в 2015 году. За это время Россия, Китай, Франция, Великобритания и Германия успели войти на емкий иранский рынок.
Американский президент откровенно проигнорировал интересы не только Китая и России, но и своих союзников в Европе, выйдя из сделки и пообещав ввести санкции против Тегерана даже в большем объеме, чем это было.
Сейчас под угрозой оказалась не только нефтяная индустрия Ирана, которая нуждается в технологиях и надежных рынках сбыта. Серьезные проблемы могут возникнуть у компаний, которые пожелают инвестировать в экономику исламской республики, ведь США угрожают распространять санкции на всех, кто имеет дело с Тегераном.
Европейский союз поспешил принять Блокирующий статут, который напрямую запрещает европейским компаниям отказываться от ведения бизнеса в Иране, и выводит их из под ответственности перед США, не признавая юрисдикцию американского суда на своей территории.
Соединенные Штаты не только хотят умерить пыл Тегерана в политике на Ближнем Востоке и сковать его действия в Сирии, Йемене или Бахрейне. В Вашингтоне пытаются выдавить конкурента с европейского рынка. Ведь, в настоящее время американские компании производят избыточно много нефти и газа, что также связано и со сланцевой революцией. Все это сырье необходимо продавать и США уже стали чистым экспортером.
В такой ситуации в Белом доме не придумали ничего лучше, чем убить двух зайцев сразу: выдвинуть неприемлемые для иранской стороны требования, и как следствие решить и политическую, и экономическую задачу.
Белорусский интерес
В такой ситуации, могут быть затронуты и белорусские планы. Официальный Минск давно проявляет интерес к участию в геологоразведке в нефтеносных районах Ирана, а также заинтересованность в добыче черного золота, и даже поставках на белорусские НПЗ.
Нельзя забывать, что Иран также инвестировал в белорусскую экономику средства. На белорусском предприятии собирались легковые автомобили иранской марки. К тому же иранский посол на пресс-конференции в МПЦ Sputnik говорил о том, что осенью в Беларуси возобновится сборка иранских авто, а сама исламская республика заинтересована не только в поставках белорусской техники, но и создании совместных производств.
Теперь все эти проекты и амбиции по увеличению объемов двусторонней торговли поставлены под вопрос из-за американских санкций. Правда, действенность их во многом зависит от решительности как раз Евросоюза противостоять неприкрытому давлению Соединенных Штатов.
Антироссийский пакет на американском блюде
Ограничительные меры в отношении России вводились Вашингтоном и их союзниками в связи с украинским кризисом. Тогда последовала ответная реакция, и был принят специальный пакет мер.
С одной стороны российский рубль тогда значительно подешевел, но протекционистские меры в торговле дали возможность российским производителям не отвлекаться на избыточную конкуренцию с иностранными производителями.
Вот буквально на днях Госдепартамент США объявил о новом пакете санкций, который увязали с делом Скрипалей. Запоздалую реакцию американская сторона увязала с тем, что долго собирались материалы и доказательства причастности России к инциденту в Солсбери.
По неизвестной причине американские дипломаты отказались продемонстрировать доказательства, зато заявили о том, что полностью полагаются на выводы расследования британской стороны. Тот факт, что ход следствия противоречил международной практике в таких случаях, был просто проигнорирован, несмотря на то, что Россия неоднократно на эти обстоятельства указывала.
Американская сторона кроме прочего выставила 90-дневний ультиматум России по истечении, которого в отношении страны будет введен второй паке санкций, так называемых драконовских мер. В Вашингтоне требуют представить неопровержимые доказательства непричастности российской стороны к отравлению Скрипалей, а также гарантии неприменения химического и бактериологического оружия в будущем.
При этом в Москве уже заявили о том, что не приемлют язык ультиматумов, а официальный представитель МИД Мария Захарова заявила в этой связи, что уверения Вашингтона в желании наладить отношения выглядят просто откровенным лицемерием.
По мнению премьер-министра России Дмитрия Медведева введение новых санкций можно считать не чем иным, как объявлением экономической войны.
Штормит и в Беларуси
Несмотря на то, что первый пакет санкций фактически не носит экономического характера, биржи отреагировали на новость в едином порыве. Торговавшиеся акции российских компаний упали на фондовых рынках, вслед за ними вниз пошел и курс рубля.
В четверг ощутили это на себе и белорусы, пришедшие в обменники, где белорусские рубли стали ощутимо меньше стоить по отношению к евро и доллару.
Связано это не только с тем, что валютная корзина состоит из евро, доллара и российского рубля, на который приходится 50%. Россия, так давно сложилось, является основным торгово-экономическим партнером для Беларуси.
На российский рынок приходится почти половина всего внешнеторгового оборота страны. Причем важно понимать, что белорусский рубль в случае удешевления российского будет идти за ним следом. Иначе сложится диспропорция, и на отечественный рынок из-за валютных разниц хлынет импорт из стран-партнеров по ЕАЭС, и России в первую очередь.
Беларусь это уже проходила, когда из-за попыток удержать курс страну наводнили автомобили, купленные в России из-за выгодной курсовой разницы. Белорусский рубль в итоге все равно девальвировался, но полученный урок, судя по всему, пошел впрок.
В этой связи официальный Минск, как никогда заинтересован, чтобы в отношении России не был введен второй пакет санкций. Новые ограничительные меры будут уже носить экономический характер, а значит, и давление на белорусскую экономику вслед за российской окажут большее.