МИНСК, 8 фев — Sputnik. В ночь со среды на четверг в Беларуси произошло первое за год подорожание автомобильного топлива.
В среднем топливо подорожало на 1,6%. Сейчас стоимость на автозаправках составляет: бензин АИ-92 — 1,21 рубля, АИ-95 — 1,29 рубля, АИ-98 — 1,5 рубля, дизельное топливо — 1,31 рубля. При этом по своей стоимости топливо в Беларуси остается самым доступным в Европе.
В России, откуда мы получаем основной объем нефти, автомобильное топливо по различным видам бензинов и дизтоплива дороже в районе 7-11%.
Почему дорожает бензин
На протяжении прошлого года на мировых рынках стоимость нефти росла. Только с августа по декабрь цена на "черное золото" выросла на 25,8%.
При этом в Беларуси в 2018 году повышается на 10% акциз на моторное топливо. В сложившихся условиях белорусские нефтеперерабатывающие заводы должны следовать логике повышения цен на топливо, чтобы сохранить рентабельность переработки нефти.
Выгодной для НПЗ переработка была в условиях, когда нефть на мировых рынках стоила 45 долларов за баррель, а равновесный курс составлял 1,4 белорусского рубля за доллар.
Сейчас нефть при пиковых ценах достигает стоимости в 70 долларов за баррель. Курс доллара колеблется в районе двух белорусских рублей.
Насколько должен подорожать бензин
Ранее зампред концерна Белнефтехим Андрей Рыбаков заявлял, что для компенсации роста цен на нефть топливо в Беларуси должно подорожать на 23%.
Белнефтехим ставит перед собой цель уравнять стоимость бензина в Беларуси с российским уровнем, где цена выше. Учитывая повышение цен на европейском рынке, российские производители значительно нарастили поставки бензина в ЕС.
Кстати, к 2020 году Россия планирует уравнять цены на нефть для Беларуси и зарубежных потребителей. Тренд на рост стоимости топлива в стране будет неизменным на протяжении нескольких лет.
НПЗ хотят еще больше денег
Переработка нефти — крайне капиталоемкий процесс, чтобы сохранять рентабельность переработки необходимо постоянно модернизировать производство.
Сегодня белорусские НПЗ нуждаются еще в 1,3 млрд долларов дополнительных инвестиций. Если два наших флагмана в Новополоцке и Мозыре останутся без этих капиталовложений в 2020 году в условиях равновесных цен с мировыми потребителями, они станут неконкурентоспособными.
В этих условиях белорусские нефтяники не могут бесконечно субсидировать цены на автомобильное топливо для внутренних потребителей. Белорусам уже в ближайшее время стоит начать присматриваться к малолитражкам.