МИНСК, 20 окт – Sputnik. ОАО "Российские железные дороги" предоставило скидку в размере 25% на транспортировку нефтепродуктов, произведенных на белорусских НПЗ, до российских портов на Балтийском море, говорится в решении заседания правления общества.
В настоящее время Беларусь осуществляет перевалку нефтепродуктов в основном через порты стран Балтии и украинские порты на Черном море. Наибольший объем идет через Клайпеду и Вентспилс. Между тем российские СМИ ранее сообщали, что власти РФ намерены обязать Беларусь переваливать определенные объемы нефтепродуктов через порты России на Балтике в рамках межправсоглашения о беспошлинных поставках нефти из РФ в республику.
"Установить понижающий коэффициент 0,75 к действующим тарифам на перевозки бензина, топлива дизельного, мазута в цистернах со станции Барбаров и Новополоцк Белорусской железной дороги в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги", – говорится в решении правления РЖД.
Коэффициент вступает в силу установленным порядком и действует до 31 декабря 2018 года.
Станции Барбаров и Новополоцк являются местами налива нефтепродуктов в цистерны для Мозырского НПЗ и ОАО "Нафтан" соответственно. Октябрьская железная дорога, входящая в состав РЖД, выполняет перевозки до российских портов на Балтике – Усть-Луга, Санкт-Петербургский порт, Приморск и другие.
Какова выгода для РФ?
По мнению российских экспертов в сфере логистики, предоставленная РЖД скидка сделает тариф железных дорог РФ в этом направлении сопоставимым с тарифами на порты Вентспилс и Клайпеда.
Таким образом, российская сторона надеется загрузить мощности своих балтийских портов к тому моменту, когда Москва совсем откажется от работы в Клайпеде, Вентспилсе, Риге и других портах стран Балтии.
Кроме того, есть и материальная сторона вопроса. РЖД, по неофициальным оценкам, рассчитывает на дополнительную прибыль от привлечения новых объемов высокорентабельных грузов в размере порядка 8 миллиардов российских рублей в год.
Что думают об этом в Беларуси?
В то же время опрошенные Sputnik белорусские нефтетрейдеры отмечают, что пока не готовы говорить о конкретных объемах перевалки по фактически новым для них маршрутам. Они отмечают в связи с этим определенные риски в части портовой инфраструктуры: если в Вентспилсе и Клайпеде отношения со стивидорными компаниями налажены, то в российских портах эта работа еще предстоит.
Еще одним недостатком являются более длительные по времени перевозки, что в целом сказывается на привлекательности контрактов.