Гендиректор МНПЗ о налоговом маневре, кредитах банков РФ и инвестициях

© Sputnik / Виктор ТолочкоГенеральный директор ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" Анатолий Куприянов
Генеральный директор ОАО Мозырский нефтеперерабатывающий завод Анатолий Куприянов - Sputnik Беларусь
Подписаться
Минувший год был сложным для белорусской экономики, однако Мозырский НПЗ переработал рекордное количество нефти и получил весомую прибыль.

Елена Ольшанская, Sputnik.

Белорусские нефтепереработчики прошли первый год в новых условиях работы: Россия с 1 января 2015 года ввела налоговый маневр в нефтяной отрасли, и для Беларуси тоже многое изменилось. Кроме того, в течение минувшего года мировые цены на нефть продолжали падать и достигли критического минимума.

В эксклюзивном интервью Sputnik генеральный директор ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" Анатолий Куприянов оценил результаты работы за минувший год и поделился перспективами на 2016 год в плане объемов переработки нефти, сотрудничества с российскими компаниями и инвестиционных задач.

"Мы поставили рекорд по объемам за все время работы ОАО"

За последние два года Мозырский НПЗ сумел существенно увеличить объемы переработки нефтяного сырья: в 2014-2015 годах завод ежегодно перерабатывал свыше 12 миллионов тонн нефти.

"В 2014 году объем переработки нефти составлял 12 миллионов 225 тысяч тонн, в 2015 году — 12 миллионов 290 тысяч тонн. Это самый большой объем переработки, который был зафиксирован со дня образования нашего акционерного общества", — сообщил Куприянов.

При этом гендиректор отметил, что устойчивое положение с поставками сырья сложилось с 2011 года. Руководитель также обратил внимание, что рекордный объем первичной переработки был получен в условиях, когда МНПЗ останавливал на капремонт почти две трети своих мощностей.

"Капитальный ремонт — это серьезное обстоятельство для того, чтобы показать, что это фактор снижения объемов переработки и выпуска товарной продукции. Нам удалось в 2015 году не снизить и выпуск объемов светлых нефтепродуктов. Суммарно он составил около 100,1%. Мы увеличили производство отдельных видов продукции — битумов (на 30%), сжиженного газа, сохранили производство дизельного топлива, которое всегда пользуется спросом в сопредельных государствах — в Украине и Польше", — заметил руководитель.

В 2016 году МНПЗ планирует переработать 12,4 миллиона тонн нефти, такой план уже согласован.

По итогам минувшего года МНПЗ получил, по предварительным оценкам, чистую прибыль в размере 221 миллиона долларов. "Мы ожидали, конечно, что получим худшие результаты по прибыли, но оценочно уже можно сказать, что за 2015 год чистая прибыль составляет достаточно хорошую величину в условиях работы, когда снизилась примерно на 30% цена нефти, а также стоимость корзины нефтепродуктов", — сказал Куприянов.

Он подчеркнул, что это позволяет заводу не только финансировать свою текущую деятельность, но и вкладывать средства в модернизацию предприятия и содержать социальную сферу.

Налоговый маневр и давальческая переработка

По словам собеседника Sputnik, в 2015 году доля собственной переработки нефти составила 63,2%, 7 миллионов 755 тысяч тонн, это также самый большой объем с дня образования ОАО.

"С учетом того, что был введен налоговый маневр, который оказал отрицательное влияние на прибыль от реализации продукции и с учетом резкого снижения стоимости нефти, российские НК сократили свою долю давальческой переработки, а мы увеличили свою долю до 63%", — пояснил Куприянов.

Гендиректор заметил, что для завода эффективнее, когда доля собственной переработки выше, чем переработка по процессингу. Куприянов полагает  неверным утверждение, когда оптимальным соотношением собственной и давальческой переработки является пропорция 50:50. "Если посмотреть с точки зрения эффективности, всегда реализация нефтепродуктов от переработки собственных объемов нефти дает больший эффект. То есть, чем меньше давальцев, тем лучше получается", — подчеркнул он.

По словам Куприянова, самым большим объемом переработки давальческой схеме обладает ОАО "НК "Роснефть", в Беларуси оно представлено дочерним предприятием ИООО "РН — Запад", далее в порядке убывания следуют ПАО "Нефтяная компания "Лукойл" и ПАО "Газпром нефть", соответственно представленные в Беларуси ИООО "Лукойл — Белоруссия" и ИООО "Газпром нефть — Белнефтепродукт".

"Мы потеряли до 15 долларов на каждой тонне нефти"

Гендиректор МНПЗ считает положительным принятое в России решение временно отказаться от форсирования налогового маневра и пролонгировать на 2016 год условия прошлого года. "Мы довольны тем, что условия пролонгированы, и благодарны России за это решение", — сказал он.

Куприянов также отметил, что потери в налоговом маневре связаны с тем, что увеличивается таможенная пошлина на темные нефтепродукты, и поэтому реализация их и в частности мазута принесла достаточно большие убытки. Поэтому цель любого предприятия, даже без налогового маневра, сократить производство темных нефтепродуктов, и наиболее современные предприятия имеют глубину переработки нефти не менее 90% для того, чтобы эффективно работать в условиях рыночной экономики.

"У нас на данный момент пониже глубина переработки — 73,66%. Поэтому налоговый маневр привел к потерям, по моему мнению, до 15 долларов прибыли на одной тонне", — сказал он.

Переговоры о снижении цены нефти могут возобновиться

В минувшем году Беларусь вела с Россией переговоры о снижении стоимости поставляемой в республику нефти. Как ранее сообщалось, белорусская сторона отмечала ухудшение качества российского нефтяного сырья и просила РФ пересмотреть формулу цены за счет снижение размера премии для российских НК.

"Суть переговоров, которые проводились в период до конца 2015 года, состояла в том, что мы доказывали: есть аргументы, которые свидетельствуют о том, что стоимость нефти должна быть ниже. Приводили подкрепленные документальными данными аргументы, но переговоры ни к чему не привели, и мы сейчас на январь работаем по старой формуле", — рассказал Куприянов.

По его словам, белорусская сторона считает, что переговоры могут быть продолжены. "Они будут продолжаться, и вероятно, мы достигнем такого условия, при котором обе стороны будут довольны договорными отношениями", — сказал он.

Отвечая на вопрос агентства о том, какой размер премии был бы оптимальным для Минска, гендиректор пошутил: "Оптимально вообще ноль получить".

Нефть ниже 25 долларов за баррель — критическая цена

Куприянов считает неблагодарным делом прогнозировать динамику цен на нефть. "Это неблагодарное дело, это то же самое, как и погода. Накануне циклона "Даниелла" я смотрел и белорусские сайты, и иностранные. Прогнозы показывали, что в понедельник-вторник завалит все снегом, но оказалось все совершенно по-другому. То же самое и по нефти", — отметил он, напомнив, что ранее мировые агентства прогнозировали: цены не упадут ниже 85 долларов за баррель. "Они ошиблись, и сейчас вы сами видите, что она 28 доллар за баррель", — подчеркнул собеседник Sputnik.

По его мнению, "ценовым дном" может являться стоимость в 20 долларов за баррель, однако это может привести к серьезному коллапсу в нефтедобыче, который в свою очередь впоследствии приведет к резкому росту цен на нефть.

Куприянов заметил, что такое снижение цен может затронуть и Беларусь, которая имеет собственную, пусть и небольшую, нефтедобычу. "Все хранят тайну своей себестоимости, в том числе и мы. Точных цифр никто не знает, у каждой компании она своя, точно так же и в "Белоруснефти". Считаю, что будет очень серьезно для всех, если цена на нефть упадет ниже 25 долларов за баррель", — сказал он.

"Мы надеемся найти способ получать кредиты банков РФ, несмотря на санкции"

В интервью Sputnik гендиректор МНПЗ напомнил, что завод не один десяток лет ведет интенсивную работу по капитальному строительству, и именно модернизация позволяет ему выдерживать жесткие условия рынка.

Так, за прошлый год МНПЗ инвестировал в основной капитал, по предварительным оценкам, 243 миллиона долларов.

Сейчас предприятие строит четыре объекта, три из которых находятся в окончательной стадии строительства и будут сданы, как ожидается, в первом и втором квартале 2016 года.

В минувшем году МНПЗ приступил к строительству комплекса H-oil(гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков), его стоимость вместе с НДС составляет 1 миллиард 660 миллионов долларов. Сейчас предприятие финансирует этот инвестпроект в основном из собственной прибыли, используются кредитные ресурсы.

Однако основные капиталовложения по проекту предстоят в 2017 году: именно тогда начнутся поставки основного оборудования. В то же время, по прогнозам предприятия, в 2016 году из-за падения цен на нефть может снизиться и прибыль завода.

"Инвесторов-то мы нашли. Но когда мы начинали строительство, мы уже согласовали кредитные ресурсы в объеме до 450 миллионов долларов с российским Сбербанком и Внешэкономбанком. Но российский Сбербанк и ВЭБ находятся под санкциями, и это может серьезно повлиять на этот проект. Поэтому есть вопросы, но надеюсь, что мы найдем кредитные ресурсы", — отметил Куприянов.

Сейчас завод ведет переговоры с банками и рассчитывает найти "такую форму кредитных отношений, которая позволит нам профинансировать поставку оборудования и выполнение строительно-монтажных работ".

По словам Куприянова, завод рассматривает в качестве возможных источников кредитования и ресурсы китайских банков.

Повышать цены на бензин пока нет необходимости

Анатолий Куприянов заметил, что МНПЗ поставляет на экспорт около 80% выпускаемой продукции, при этом наиболее премиальным является украинский рынок. Общий объем экспорта составил около 2,5 миллиардов долларов против 2,8 миллиардов в 2014 году. Как ожидается, в 2016 году структура экспортных поставок не изменится.

Между тем, последний раз в Беларуси цены на топливо повышались 13 января 2015 года. С тех пор белорусский рубль существенно ослабел к доллару.

"Реализация топлива на внутреннем рынке рентабельна. Повышать цены? Есть сухие цифры, которые свидетельствуют о том, что топливо дешевеет. Да, в белорусских рублях оно не дешевеет. Но я говорю с точки зрения руководителя предприятия, которое покупает за доллары сырье, катализаторы и реагенты а в себестоимости продукции сырье составляет основную часть. И если в долларах посмотреть, то цена на нефть снизилась, и цена на нефтепродукты на внутреннем рынке снизилась примерно так же", — сказал руководитель.

Он подчеркнул, что старая формула, когда литр автобензина АИ-92 стоит 70 центов, давно не актуальна.

"Внутренний рынок остается прибыльным, и завод не инициирует повышение стоимости топлива. Мы понимаем, что население тоже работает в условиях, когда каждый из нас получает деньги в белорусских рублях, заработная плата очень жестко привязана к производительности труда", — подчеркнул он.

Нужно ухаживать за своим автомобилем

Сегодня МНПЗ производит зимнее дизтопливо, имеющее предельную температуру фильтруемости минус 20 градусов, однако по факту этот параметр достигает минус 25-27 градусов. Таким образом, завод полностью удовлетворяет всех потребителей, которые в достаточно мягких зимних условиях пользуются зимним дизтопливом.

Куприянов подчеркнул, что недостаточно только залить в машину зимнее дизтопливо.

"Нужно полностью менять фильтры, промывать, и иметь машину готовую для эксплуатации в зимних условиях. Если человек не занимается этим вопросом, пускай он даже "Арктику" зальет — если у него фильтр забитый, топливопроводы и бак забиты парафиновыми отложениями, то какая может быть езда. Эта "Арктика" даже при минус двадцати градусах не пройдет через тот парафин, который накопился годами", — сказал собеседник Sputnik.

Лента новостей
0