11:18 16 Октября 2019
Прямой эфир
  • USD2.05
  • EUR2.26
  • 100 RUB3.19
Спектакль Сталинград Резо Габриадзе

Куклы для очень взрослых людей. В Минске выступил Театр Резо Габриадзе

© Photo : Театр Резо Габриадзе
Культура
Получить короткую ссылку
36000

Наконец-то, знаменитый театр марионеток грузинского мастера Резо Габриадзе добрался из Тбилиси до Минска. Если бы не международный театральный фестиваль ТЕАРТ, мы вряд ли своими глазами смогли бы посмотреть это чудо, о котором знают театральные люди всего мира.

Спектаклю "Сталинград" уже четверть века. О нем шумели Москва и Санкт-Петербург, потому что работал над ним грузинский мастер два года. Начинал в знаменитом театре Сергея Образцова. Переехал в Питер и дорабатывал у себя на родине в Тбилиси. Написаны десятки статей. Вышла и давно раскуплена книга "Театр Резо Габриадзе". Есть множество аудиозаписей. Но вряд ли они могут дать представление о том, что на самом деле происходит на сцене.

Великому кукольнику пошел восемьдесят третий год. Он является Народным артистом Грузии, лауреатом Государственной премии России, премий "Триумф" и "Золотая маска", а также почетным командором Франции. И все эти регалии получены не только за сценарии известнейших фильмов (таких как "Мимино", "Кин-дза-дза!", "Не горюй!", "Паспорт" и другие, всего больше тридцати), но и за спектакль "Сталинград". Это, как утверждают специалисты, шедевр на все времена.

Габриадзе шел к своему особому театру и шедевру Сталинград через профессии скульптора, журналиста, сценариста, художника-живописца, дизайнера
© Sputnik / Алексей Даничев
Габриадзе шел к своему особому театру и шедевру "Сталинград" через профессии скульптора, журналиста, сценариста, художника-живописца, дизайнера

"Сталинград" ― не про войну, не про бои и гибель людей. Не про Сталинградскую битву, повернувшую ход Великой Отечественной. Но и про них тоже через судьбы очень простых людей и животных. Все они ожившие куклы. Рассказать про спектакль словами практически невозможно. Это как музыка. Произведение может нравиться всем, но описать, о чем и что чувствуешь, какие ассоциации рождаются, сможет не каждый.

Спектакль безоговорочно признан всеми. Его можно только рекомендовать посмотреть. Его не надо пересказывать, потому что можно совершить ошибку. Он у каждого свой, и каждый прочитывает его по-своему. Он без сюжета, вне времени и логических связей. В нем "смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий". Люди и лошади общаются по человеческим законам, как все живое и сознательное. Конь-трудяга Алеша и цирковая лошадь Наташа имеют только вид коней. Все остальное ― человеческая боль, любовь, разлука, смерть.

Сталинград, как и весь театр марионеток Резо Габриадзе, существует по своей философии
© Photo : Театр Резо Габриадзе
"Сталинград", как и весь театр марионеток Резо Габриадзе, существует по своей философии

"Сталинград", как и весь театр марионеток Резо Габриадзе, существует по своей философии, своей эстетике, по своим законам. Театр и спектакль ― авторские настолько, что любое вмешательство ничего не улучшит, а только разрушит. Габриадзе придумал текст, стал режиссером и художником постановки. Завернул действие по законам сновидений и создал памятник всем влюбленным. Как это получается, тайну раскрыть не сможет никто.

Лучше всего сказал об этом английский режиссер театра и кино Питер Брук: "Он сливает воедино слова, жесты, цвета, предметы, музыку, создавая спектакль, полный нежности и сострадания".

Он действительно смешивает самые разностильные сюжеты и мотивы, где разговаривают муравьи, лошади, немецкие офицеры, писатель Андрей Битов, русские генералы и солдаты, евреи, памятник Ленину, голос Сталина. Все действие происходит на длинном столе. Это поле боя, мир, любовь, Родина, множество предметов, руки аниматоров. Пятеро актеров открыто водят кукол и молчат.

В театре Габриадзе истории рассказывают куклы
© Photo : Театр Резо Габриадзе
В театре Габриадзе истории рассказывают куклы

Текст звучит на русском языке. Его не произносит, а в нем живет целая команда артистов Московского театра "Современник" во главе с Сергеем Гармашем и Лилией Ахеджаковой.

Музыкальное сопровождение может показаться необъяснимым миксом, так как смешались воедино Седьмая симфония Шостаковича, "Синенький платочек", "Ивушка зеленая" и еще с десяток популярных песен, которые пробуждают добрые чувства.

Когда Габриадзе задумал обратиться к нашим эмоциям, опыту и памяти, он назвал свою работу реквиемом. Вообще такой жанр неотделим от заупокойной мессы на темы религиозного и нерелигиозного содержания. Мне думается, что есть в спектакле много духовно необъяснимого. Об этом не говорится, но возникает ощущение святости и фантастики. Человек сидит в кафе с бокалом не вина, а воды. И вскоре появляется сценка, когда к умирающему Алеше является Ангел, чтобы продлить ему жизнь и встретиться с возлюбленной Наташей.

Как творческая личность, Габриадзе шел к своему особому театру и шедевру "Сталинград" через профессии скульптора, журналиста, сценариста, художника-живописца, дизайнера. Он редко выезжает со своим театром, но незримо присутствует в каждом движении пяти актеров, в облике кукол, в звуках, предметах. В том, ностальгическом и нашем времени.

С одной стороны, у Габриадзе ― идеальный классический театр кукол с разными системами управления ими. С другой стороны, спектакль "Сталинград" не для детей. Для взрослых, умных, тонких, думающих. Детям еще надо подрасти.

Теги:
театр, Резо Габриадзе

Главные темы

Орбита Sputnik