20:44 15 Октября 2019
Прямой эфир
  • USD2.05
  • EUR2.26
  • 100 RUB3.19
Регина и Марк Хидекель рассказывают о призе

Ученик Шагала и автор городов будущего: Беларусь открывает земляка Хидекеля

© Photo : предоставлено организаторами
Культура
Получить короткую ссылку
23120

В Минск из США приехала семья одного из основателей известного Витебского художественного объединения УНОВИС, чтобы вручить Международную премии имени Лазаря Хидекеля молодым архитекторам.

Он был очень добрым человеком и говорил, что архитектура – очень доброе искусство, рассказывает о свекре искусствовед из США Регина Хидекель. Он считал, что его главная задача – защитить человека.

Хидекель – уроженец Витебска, учился у Марка Шагала и Казимира Малевича. Был одним из создателей УНОВИС (объединения "Утвердители нового искусства"), по сути первой лаборатории, где художники-новаторы искали новые формы и смыслы для нового времени.

Самым невероятным в наследии Хидекеля видятся его идеи экологичных городов -  проекты, в которых безопасно человеку и окружающей среде
© Sputnik / Вера Дашкевич
Самым невероятным в наследии Хидекеля видятся его идеи экологичных городов - проекты, в которых безопасно человеку и окружающей среде

В середине 20-х годов прошлого века, уже будучи студентом Института гражданских инженеров, Хидекель пережил большое наводнение в тогдашнем Ленинграде. И придумал город на воде. А потом еще город на сваях и "Аэрогород".

"Этот город жители могли бы использовать как укрытие в случае наводнения. Он бы, как Ноев ковчег, поднимался вместе с водой, а когда вода уходила бы, опускался. Спасти людей – это была главная идея", – рассказывает Регина Хидекель

В Беларуси имя Лазаря Хидекеля известно искусствоведам, но мало что говорит обывателю. Этот год должен изменить ситуацию.

Любимый ученик Шагала

Когда Марк Шагал в 1973 году приехал в СССР, он захотел встретиться и с Лазарем Хидекелем. Они оба были родом из Витебска, им было что вспомнить – когда Хидекелю было 14 лет, он пришел записываться в Витебскую народную художественную школу. И, несмотря на возраст, его взяли – в виде исключения.

"У них не было прямой связи в течение жизни. Это было невозможно. Но в тот приезд он захотел с ним встретиться. И он сказал тогда Лазарю Марковичу: "Лазарь, ну почему ты стал архитектором, ты же был такой талантливый художник, ты был один из лучших моих учеников, а стал архитектором", – рассказывает Регина Хидекель.

Регина Хидекель рассказывает, что ее свекор создавал целые миры
© Photo : предоставлено организаторами
Регина Хидекель рассказывает, что ее свекор создавал целые миры

Лазарь Хидекель действительно был художником. Учился живописи не только у Шагала, но и у Юдэля Пэна, и у Мстислава Добужинского. Но УНОВИС, одним из активных участников которого был Хидекель, проповедовал авангард. И именно с супрематизмом - одним из направлений авангарда – связывают прежде всего имя Хидекеля.

"Существовало раньше такое обывательское мнение, что авангардисты не владеют техникой искусства – делать квадраты каждый может. Но на самом деле история Хидекеля и Витебской школы, история УНОВИСА опровергает это. На самом деле они учились искусству, учились рисованию, живописи", – рассказывает искусствовед.

После войны ни Хидекель, ни Шагал в родной Витебск никогда не возвращались. В 1973-м тема поездки Шагала в Витебск обсуждалась, но он отказался.

"Сейчас люди придумывают разные версии, но тогда он сказал: "Я очень хотел бы поехать в Витебск. Но я боюсь, что мое сердце не выдержит, когда увижу, что нет того города, в котором я вырос и в котором я жил". Он прекрасно понимал, что во время войны этот город был уничтожен…" – рассказывает Регина Хидекель.

Когда тема экологии в урбанистике и строительстве становится одной из ключевых, идеи Хидекеля выглядят не такими уж фантастическими
© Sputnik / Вера Дашкевич
Когда тема экологии в урбанистике и строительстве становится одной из ключевых, идеи Хидекеля выглядят не такими уж фантастическими

По той же причине, по словам искусствоведа, не возвращался в родной Витебск и Хидекель. Он уехал оттуда в 1922-м. В дальнейшем проектировал и строил преимущественно для Ленинграда.

Увидеть Хидекеля

Идея супрематизма была в том, чтобы усовершенствовать жизнь. В начале ХХ века жизнь стремительно менялась, супрематизмы пытались адаптировать человека к этим изменениям.

"Ну как в это время вы могли жить с капителями, носить длинные платья, большие шляпы и так далее. Они должны были переодеть мир. И их задача была в том, чтобы найти эти новые формы мира. И в архитектуре, и в одежде, и в быту. Создать совершенно новый мир… Малевич отказался от ренессансной перспективы, на которой была построена вся историческая живопись. Новая живопись видела пространство не как отражение живущей реальности, а как отражение внутренней реальности. Художник мог выражать все: свой внутренний мир, философские идеи", – объясняет Регина Хидекель.

В феврале в Минске первая персональная выставка Лазаря Хидекеля, где будут представлены около сотни работ из архива семьи
© Photo : предоставлено организаторами
В феврале в Минске первая персональная выставка Лазаря Хидекеля, где будут представлены около сотни работ из архива семьи

Увидеть архитектора-супрематиста Хидекеля можно в Санкт-Петербурге. Это, прежде всего, первый советский трехзальный кинотеатр "Москва" на Старо-Петергофском проспекте, он считается памятником архитектуры регионального значения. Хидекель проектировал школы, Ленинградский институт гражданских инженеров (ЛИСИ) и Гидрометеорологический институт на правом берегу Невы.

Про один из проектов, который реализовывался в 30-е годы под Ленинградом, семья известного архитектора рассказала чуть подробнее.

"В советской архитектуре есть такое понятие, как соцгородок – такой строился, к примеру, в Магнитогорске. Был объявлен конкурс, на который пригласили выдающихся архитекторов современности. Там были архитекторы из Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования в Германии, 20-30-е годы ХХ века), а также Ле Корбюзье (известный французский архитектор). И ничего из этого не вышло. Это было построено частично и плохо. Это осталось в истории как неудачный эксперимент. И совершенным контрастом является этот соцгородок Невдубстрой, который построил Лазарь Хидекель, который только что окончил архитектурный институт. Это было создание целого нового мира", – рассказывает Регина Хидекель.

От того реализованного проекта в войну уцелело немногое, а после войны городок восстанавливали уже без оглядки на супрематизм.

Предвидел будущее

И все-таки самым невероятным в наследии Хидекеля видятся его идеи экологичных городов, проекты, в которых безопасно человеку и окружающей среде. Он еще 100 лет назад предлагал озеленять крыши и строить города на сваях, чтобы избежать подтоплений и цунами.

Сейчас, когда тема экологии в урбанистике и строительстве становится одной из ключевых, идеи Хидекеля выглядят не такими уж фантастическими. Шесть лет назад семья Лазаря Хидекеля учредила специальную премию и ежегодно вручает ее молодым архитекторам за экологические и инновационные решения.

"Это хрустальный приз, в котором высечена композиция Лазаря Хидекеля "Рассечение черного квадрата". Вы помните, Малевич создал "Черный квадрат" – казалось бы, на этом все кончено. Но Хидекель сказал ему: "Нет, Казимир Малевич, мы ваш квадрат рассечем, и это будет продолжением", – рассказал сын Лазаря Хидекеля Марк.

Вручение премии состоится в субботу. Регина Хидекель призналась, что ее впечатлили работы белорусских архитекторов, которые были поданы на конкурс. А Марк Хидекель сделал комплимент Минску: признался, что теперь понял, почему его отец так трепетно относился к природе.

Сын Лазаря Хидекеля Марк
© Photo : предоставлено организаторами
Сын Лазаря Хидекеля Марк

"Когда я прилетел, увидел потрясающе ухоженную зеленую страну. Мы ехали мимо зеленых лугов. Все это потрясающе. Все это надо сохранить и приумножить. В нашем архиве много работ моего отца, где видна эта любовь к белорусской природе, природе как таковой. Я увидел, почему эту красивую зеленую землю мы должны сохранить. Поэтому мы и поощряем экологическое зеленое мышление", - объяснил Марк Хидекель.

В феврале семья Хидекель намерена еще раз вернуться в Беларусь. В рамках празднования 100-летия УНОВИС в Минске состоится первая персональная выставка Лазаря Хидекеля, где будут представлены около сотни работ из архива семьи: эскизы космических жилищ, футуристические планы "Города-сады", "Аэрогорода", "Аквагорода", а также уникальные документы УНОВИСа.

Еще 100 лет назад Хидекель предлагал озеленять крыши и строить города на сваях, чтобы избежать подтоплений и цунами
© Sputnik / Вера Дашкевич
Еще 100 лет назад Хидекель предлагал озеленять крыши и строить города на сваях, чтобы избежать подтоплений и цунами

Вручение архитектурной премии, а также грядущая выставка станут лишь частью программы, приуроченной к 100-летию витебского объединения УНОВИС и возвращению в Беларусь имени Лазаря Хидекеля.

"Мы верим, что образ Хидекеля, человека, который не боялся мечтать и строить будущее, послужит вдохновением для всех нас и станет еще одним брендом нашей страны. Это самое главное, чего мы ожидаем от этого проекта", – заявила на пресс-конференции, анонсирующей мероприятия, посвященные 100-летию всемирно известного художественного объединения УНОВИС, один из инициаторов проекта, основатель Центра белорусско-еврейского культурного наследия Майя Кацнельсон.


Главные темы

Орбита Sputnik