Театральный сезон – дело не одного дня и даже месяца. К примеру, значительная часть нынешней программы была задумана даже не год назад. Предваряя театральную афишу, художественный руководитель Большого театра Беларуси поясняет: "Я начнусь примерно в январе".
Для мэтра это 37-й сезон в театре. Корреспондент Sputnik Светлана Лицкевич выяснила у народного артиста СССР Валентина Елизарьева подробности нового сезона, который готовится в Большом театре.
Князь Игорь
Театральный сезон в Большом начнется классической премьерой. 15 сентября дадут "Князя Игоря" – оперу Бородина, в которой звучат "Плач Ярославны" и "Половецкие пляски" – настоящие шлягеры классики.
На премьерный спектакль есть еще несколько билетов на галерку – истинные ценители могут успеть.
"Я принимал участие в спектакле уже ближе к финишу. Был председателем жюри. При мне принимали эскизы декораций, костюмов. Их сделал Вячеслав Окунев – великолепный художник из Санкт-Петербурга, народный художник России, лауреат госпремии Беларуси. Уровень будет по-настоящему достойный", – рассказал Валентин Елизарьев.
Вальпургиева ночь и национальные кадры
Известный хореограф неоднократно заявлял, что основные свои усилия после возвращения в Большой театр сосредоточит на воспитании учеников. И этот сезон станет прямым подтверждением.
"Я хочу, чтобы здесь свои работали, не приглашенные. Если будем делать ставку на иностранцев – останемся без национальной программы. Никто не заинтересован делать белорусский репертуар, кроме нас самих. Хочу, чтобы у нас была школа и режиссерская, и хореографическая, чтобы мы поставляли кадры в театры мира, а не приглашали сюда людей из других стран. Поэтому так много сейчас ввожу молодежи – над ключевыми проектами и этого сезона, и следующего у нас работают молодые талантливые мастера. Я не вечный – понимаю это – и должен остаться в своих учениках", – объясняет Елизарьев.
По его словам, в этом году в театре молодым дается возможность себя проявить. Над оперой "Фауст" работает молодой режиссер Анна Моторная. А вот танец в ней будет ставить, скорее всего, сам Елизарьев.
"Не смог отказаться от постановки Вальпургиевой ночи", – искренне признается он.
Правда, про "Фауста" Елизарьев пока говорит больше в сослагательном наклонении – только заключили договоры с постановщиками. И даты пока на грани – то ли успеют под занавес этого сезона, то ли откроют им следующий.
"В театре не только от наших стараний все зависит – есть еще такая штука, как финансирование, в которое хочешь – не хочешь, а надо укладываться", – констатирует он.
Еще один молодой мастер, балетмейстер Сергей Миккель работает над балетом на музыку Эдварда Грига "Пер Гюнт".
В афише нынешнего сезона будет несколько спектаклей, утверждение которых состоялось еще до возвращения в театр Елизарьева.
"Было решение худсовета двухлетней давности о принятии в планы этого спектакля", – лаконично говорит Елизарьев о балете "Анна Каренина". И добавляет, что эта работа стала последней в творческой биографии главного художника театра Александра Костюченко, который скончался на прошлой неделе.
Премьера, которой ждут поклонники знаменитого хореографа, пройдет, скорее всего, в декабре-январе. Речь идет о новой авторской редакции балета, который минская публика знала как "Сотворение мира".
"Правда, я все еще размышляю над тем, не поменять ли название. Потому и афиши еще не выпускались. Но легендарная сценография Евгения Лысика будет сохранена – над ее возобновлением уже идет работа", – объясняет Елизарьев.
Автор балета композитор Андрей Петров считал когда-то постановку Елизарьева лучшей, хотя "Сотворение мира" было поставлено в 60 странах мира.
Когда в Минске давали "Сотворение", театралы брали кассы штурмом. Последние четыре года спектакль был снят с репертуара Большого. Мало кто в нынешней труппе его знает – все необходимо начинать сначала.
О новом белорусском балете
Валентин Елизарьев признается, что есть у него несколько сюжетов, связанных с историей Беларуси, над которыми он часто размышляет. Но пока фактуры недостаточно.
"Это всегда небыстрое дело. Первый спектакль, который я ставил "с нуля", был "Страсти (Рогнеда)" – только работа над написанием музыки заняла тогда три года. Все это время мы встречались с композитором Андреем Мдивани каждую неделю", – признался Елизарьев.
Он отмечает, что профессиональному чутью всегда доверяет, но спрогнозировать судьбу спектакля никогда не берется.
"Иногда после кучи бессонных ночей и километров сожженных нервов может получиться просто профессиональная работа, иногда – удачная, реже – талантливая. Результат становится более-менее понятен только в последнюю неделю перед выпуском", – объясняет он.
"Виллисы" от Оксаны Волковой
Впрочем, нельзя сказать, что в нынешнем сезоне будет сугубо белорусская программа.
"Не обойдется без громких имен, конечно. У нас будет вечер памяти Майи Плисецкой – это авторский проект Андриса и Илзе Лиепа. Я с удовольствием знал Майю Михайловну и буду рад, если минской публике покажут спектакль ее памяти", – объясняет худрук Большого театра.
Еще один памятный вечер будет посвящен 90-летию белорусского композитора Евгения Глебова. 29 сентября на сцене Большого выдающегося композитора вспомнят балетом "Маленький принц".
Две мировые оперные звезды Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов споют на минской сцене 25 октября.
Громким событием обещает стать и традиционный Рождественский оперный форум. Он будет десятым, юбилейным, и в нем примут участие немало известных исполнителей.
Также в новом сезоне в качестве режиссера попробует себя и белорусская оперная прима Оксана Волкова. На весну запланирована ее дебютная постановка "Виллисы" Джакомо Пуччини.
Еще одна классическая премьера состоится в марте – главный режиссер театра Михаил Панджавидзе "перезагрузит" оперу Верди "Набукко".
В Большом обещают немало интересного, следите за афишей, как говорится.
Читайте также:
- Семь Кармен на одной сцене: Елизарьев возобновил легендарный балет
-
Историю легендарной княжны Анастасии Слуцкой поставили в Большом театре