"Две души" на сцене Купаловского театра

© Sputnik / Михаил НестеровСпектакль по повести Максима Горецкого "Две души" в Купаловском театре.
Спектакль по повести Максима Горецкого Две души в Купаловском театре. - Sputnik Беларусь
Подписаться
Премьера спектакля по повести Максима Горецкого состоится 26 и 27 апреля в Купаловском. Это произведение считается одним из самых сложных в белорусской литературе.

Ольга Обуховская, Sputnik

Накануне премьеры известный белорусский режиссер, художественный руководитель Купаловского театра Николай Пинигин рассказал Sputnik о концепции и героях нового спектакля.

Почти детективный сюжет

Повесть "Две души", написанную Максимом Горецким в 1919 году, правильнее было бы назвать первым белорусским романом, потому что до него никто такие масштабные вещи не писал. Но часть рукописи потеряна  — поэтому все-таки повесть. Для меня это произведение по масштабу равно "Поднятой целине" Михаила Шолохова или "Хождению по мукам" Алексея Толстого. Основные события разворачиваются во время Первой мировой и Гражданской войн, революции.

© Sputnik / Виктор ТолочкоРежиссер Николай Пинигин
Режиссер Николай Пинигин - Sputnik Беларусь
Режиссер Николай Пинигин

В основу сюжета положена почти детективная история о подмене младенцев кормилицей в панском доме. В результате ее сын, крестьянин, становится молодым паничем Игнатом Абдзираловичем, который получает прекрасное воспитание и затем образование в Московском университете, а после становится блестящим офицером. Он живет в непростое время и вынужден делать выбор, с кем ему быть: с коммунистами, националистами и т. д. Но герой медлит — он ни с кем, потому что выбрать в те времена — значит, или погибнуть, или натворить много бед, так как придется брать в руки оружие.

Люди "на ветру"

Герой повести "стоит на ветру" и не в состоянии принять решение — не потому что он трус, а потому что в силу интеллекта и образования ему сложно ответить на вопрос "с кем вы?". Абдзиралович оценивает все идеологические течения не разумом, а сердцем и видит, что ни в одном из них нет правды и красоты, этически ему они не близки. Он образованный человек и знает, чем все революции заканчиваются, поэтому и колеблется, в отличие от незнающих. Нормальный, умный человек с большим сердцем и интеллектом, всегда взвешивает, а дурак бросается и рушит. С кем? А человек отвечает: ни с кем. Но "ни с кем" ему быть не позволят.

© Sputnik / Михаил НестеровСцена из спектакля по повести Максима Горецкого "Две души" в Купаловском театре.
Сцена из спектакля по повести Максима Горецкого Две души в Купаловском театре. - Sputnik Беларусь
Сцена из спектакля по повести Максима Горецкого "Две души" в Купаловском театре.

У замечательного русского поэта Давида Самойлова есть стихотворение "Оправдание Гамлета", в котором он написал: "Врут про Гамлета, что он нерешителен. Он решителен, груб и умен. Но когда клинок занесен, Гамлет медлит быть разрушителем И глядит в перископ времен".

Однако нашего героя Игната непреодолимо тянет к простому народу, и после войны и революции он примыкает к интеллигенции, сочувствующей идеям белорусского возрождения.

А аристократ, воспитанный в крестьянской среде под именем Василий, становится большевиком. По натуре он человек тонкий, чувствительный и часто приходит в отчаяние от того, чем ему приходится заниматься, и от безграмотности крестьян, которым он пытается привить идеи Маркса. Здесь нет положительных героев или отрицательных, а название повести лишь на первый взгляд указывает на непростую историю двух героев. Все произведение Максима Горецкого — сплошное переплетение метафор, пронизанное идеей бесконечной амбивалентности бытия. Противоречия — это главный закон жизни, а в театре — двигатель драматургии. Современником Горецкого был Игнатий Канчевский — молодой белорусский поэт, философ и публицист, который под влиянием повести Горецкого написал философское эссе "Адвечным шляхам", а в качестве псевдонима взял себе фамилию Абдзиралович. В эссе он размышляет о духовности белорусского народа, об особом его положении между Востоком и Западом и о том, что необходимо идти своим путем, принимая лучшее из обеих культур.

© Sputnik / Михаил НестеровСцена из спектакля по повести Максима Горецкого "Две души" в Купаловском театре.
Сцена из спектакля по повести Максима Горецкого Две души в Купаловском театре. - Sputnik Беларусь
Сцена из спектакля по повести Максима Горецкого "Две души" в Купаловском театре.

Автор повести и белорусский театр

Максим Горецкий — редкий тип белорусского интеллигента. Он закончил Горы-горецкую академию, получил прекрасное образование. В своих произведениях он использовал знания об античном театре, древнегреческую мифологию, латынь и т.д. Он писал даже абсурдистские произведения, в которых прятал, кодировал смыслы. Это был тончайший человек и грандиозная фигура для белорусской культуры.

В повести "Две души" Максим Горецкий писал и про себя, это он Игнат, потому что и он воевал, был ранен, лежал в госпитале. Позже издавал книги, трудился в Горках, в Минске — честно, как Купала и Колас, работал на Белорусскую республику. В 1930-х годы был отправлен в ссылку в Вятку, его не брали нигде на работу, он голодал. В 1938 году был расстрелян как враг народа.

Был ли Горецкий связан с Первым Белорусским драматическим театром (БДТ-1)? Он приходил на спектакли, писал рецензии, был знаком с режиссером Евстигнеем Мировичем, одним из организаторов нашего театра, но ставились ли его пьесы здесь — точно сказать не могу. Среди его произведений пьесы были: самая крупная "Антон", а также "Гапон", "Любочка", "Чырвоная ружа".

Повесть "Две души" — это, конечно, "стопроцентное" кино, и сделать по ней спектакль не очень просто.

© Sputnik / Михаил НестеровСцена из спектакля по повести Максима Горецкого "Две души" в Купаловском театре.
Сцена из спектакля по повести Максима Горецкого Две души в Купаловском театре. - Sputnik Беларусь
Сцена из спектакля по повести Максима Горецкого "Две души" в Купаловском театре.

Спектакль в пустом пространстве старого фотоателье

Наш спектакль по структуре будет состоять из 32 сцен, во времена Горецкого это называлось "драматычныя абразкі". Так как изначально это не пьеса, а незаконченный роман, в котором события начинают разворачиваться в 1890-х, а заканчиваются в 1930-х, мы сделали инсценировку, где действие происходит в пустом пространстве старого фотоателье. Сценаристы Максим Климкович и Владислав Ахроменко сделали дайджест по тексту повести, а также использовали некоторые отрывки из других произведений Максима Горецкого. В спектакле три женские роли, остальные мужские, поэтому занята практически вся мужская труппа и студенты из Академии искусств. Музыку к спектаклю написал Андрей Зубрич. Сценография художника Бориса Герлована. Очень помог нам с фотоматериалами и другими документами племянник писателя — бывший вице-президент Академии наук Радим Горецкий, который сегодня возглавляет фонд Максима Горецкого.

Лента новостей
0