Геополитический диссонанс дипломатической разрядки

Подписаться
Колумнист Sputnik Арсений Сивицкий предлагает коллегам-политологам не спекулировать дискуссиями о геополитике, а обратить внимание на существующие экономические проблемы и заняться выработкой механизма их решения.

На днях глава международного комитета Госдумы России Алексей Пушков заявил, что Евросоюз пытается разыграть геополитическую партию против России, сняв санкции с Беларуси и тем самым противопоставив Минск Москве.

По мнению Пушкова, в Евросоюзе пришли к выводу, что в условиях, когда Александр Лукашенко раз за разом выигрывает выборы, когда нет вообще никакой оппозиции (которая сумела бы структурироваться и заявить о себе серьезно в Беларуси), глупо игнорировать лидера, уверенно руководящего своей страной. Этим обстоятельством и обусловлено изменение стратегии ЕС в отношении Беларуси.

Ранее Пушков отметился похожими оценками и процесса нормализации отношений между Минском и Вашингтоном. Тогда он заявил, что США намерены либо свергнуть президента Беларуси Александра Лукашенко, либо отвернуть его от Москвы.

Не думаю, что стоит акцентировать особое внимание на возможных негативных последствиях от подобных заявлений нерядовых российских политиков для белорусско-российских отношений. Как минимум это заявление диссонирует с официальной позицией Москвы, которая всегда публично выступала за отмену западных санкций против Беларуси и приветствовала любые шаги, направленные на нормализацию отношений между Минском и западными столицами. Однако как раз в силу стратегического характера отношений между Минском и Москвой подобные заявления не принимаются близко к сердцу. Но в то же время это не значит, что их совсем не замечают.

Нужно понимать, что одна из главных мотиваций Беларуси при нормализации отношений с Западом заключается в необходимости получить доступ к западным рынкам капитала, инвестициям и технологиям. Во многом это связано с тем, что традиционные рынки сбыта белорусской продукции и источники финансовых заимствований, прежде всего в лице России, не оправдывают ожидания белорусской стороны. Товарооборот между Беларусью и Россией, как и в рамках ЕАЭС между его участниками, хронически падает. Минск неоднократно обращался к Москве с просьбой о выделении стабилизационного кредита, однако безрезультатно. Поэтому как наиболее перспективный вариант сейчас рассматривается получение такого кредита от МВФ.

Еще одним важным мотивом является желание установить предсказуемые и доверительные рамки для развития двусторонних отношений, чтобы избежать недопонимания и новых кризисов в отношениях. Это особенно важно в контексте геополитической напряженности между Западом и Россией, невольным заложником которой становится Беларусь.

Когда периодически становишься свидетелем дискуссий среди некоторых российских экспертов о якобы некой геополитической переориентации Беларуси на Запад, всегда волей-неволей пытаешься понять, в чем на практике заключается этот геополитический разворот. Выход из состава интеграционных образований на постсоветском пространстве и вступление в евроатлантические структуры? Но белорусские власти неоднократно заявляли, что Минск не собирается действовать ущерб своим стратегическим обязательствам перед Россией и евразийским интеграционным процессам. Тем более, никогда и речи не шло о том, чтобы Беларусь даже в среднесрочной перспективе вдруг начала переориентацию на вступление в НАТО и ЕС.

При этом в силу своих обязательств перед Москвой белорусская сторона серьезно ограничивает свои амбиции в выстраивании отношений с ЕС, и вопрос о подписании Соглашения об ассоциации даже не стоит на повестке двусторонних отношений. Более того, через механизмы совместных коллегий министерств иностранных дел и обороны России и Беларуси, Минск доводит информацию о тех или иных аспектах нормализации отношений с западными партнерами.

Не нужно недооценивать ЕС и США, которые извлекли уроки из украинского кризиса и теперь пытаются выстраивать отношения со стратегическими партнерами России на постсоветском пространстве так, чтобы не ставить под сомнение их обязательства в рамках интеграционных процессов.

Очевидно, что некоторыми в России дипломатическая разрядка между Минском и западными столицами воспринимается как минимум ревниво. Вероятно, в Москве уже привыкли к тому, что последние 20 лет Беларусь находилась под западными санкциями и к такому стечению обстоятельств, при котором  республика начала выходить из внешнеполитической изоляции, а Россия, наоборот, подпала под западные санкции, там явно оказались не готовы чисто с психологической точки зрения.

В Минске отдают себе полный отчет в том, какие "красные линии" не стоит пересекать при выстраивании отношений с Западом, чтобы не спровоцировать серьезный кризис в отношениях с Россией. И в то же время Беларусь последовательно отстаивает свои национальные интересы.

Поэтому вместо того, чтобы спекулировать по поводу участия Беларуси в антироссийских геополитических играх, экспертам и политикам следовало бы обсуждать конкретные экономические проблемы, с которыми сегодня сталкиваются Беларусь и Россия, а также ЕАЭС, и вырабатывать механизмы их решения. Попытка же заместить обсуждение этих проблем дискуссиями геополитического характера вряд ли поспособствует их решению.

Лента новостей
0