Честно признаюсь: за фигурным катанием я начал следить "поневоле". В 70-е и 80-е, когда телевизор был один, а программы – всего две, родители и бабушка постоянно смотрели фигурное катание, а папа к тому же любил записывать на магнитофон композиции спортивных трансляций. Музыка-то была очень хорошей – не все модные композиции тогда доходили до СССР. Но слушать ее со скрежетом коньков через неделю было не всегда приятно. А мама с бабушкой восхищались движениями фигуристов. В те годы, как правило, побеждали самые пластичные.
Как изменилось "болельщицкое телесмотрение" сейчас? Можно сразу сказать: телевидение сделало вид спорта другим. Отчасти благодаря популяризации фигурного катания, которая охватила страны бывшего СССР. Реалити-шоу, в которых выступали фигуристы и актеры, сделали фигурное катание более понятным для рядового зрителя: ныне практически каждая домохозяйка может отличить аксель от риттбергера.
Помогли и технические новшества: в левом верхнем углу экрана постоянно видно количество баллов, которое набрали спортсмены, и сколько им необходимо для того, чтобы выйти в лидеры. И теперь сидит болельщик – и не знает, куда смотреть: на эти циферки либо на само выступление спортсменов. Еще одно "расширение" фигурного катания – титры, в которых указана основная информация не только о спортсменах и их тренерах, но и о музыке, под которую они собираются выступать.
Какие звуки помогают спортсменам в Минске? Я провел мини-исследование музыкальных композиций на основе короткой программы у женщин и произвольных композиций у спортивных пар. И вот, что я обнаружил.
Безусловное лидерство (40 процентов) теперь принадлежит "модным" сериалам наподобие "Игры престолов". Оно и понятно. Сериалы смотрят постоянно, и необязательно по телевизору. Поэтому и сериальная музыка для зрителей выглядит какой-то знакомой и понятной.
На втором месте (20 процентов) – Голливуд. "Великий Гэтсби", "2046" и другие фильмы, которые покорили мир, оказались привлекательными для фигуристов. Мне кажется, что в музыке кинофильмов есть переходы, которые как бы подсказывают спортсменам: пора прыгать, пора делать тодес. Во время минских трансляций чувствуется: спортсменам эта музыка нравится.
Замыкает мою "музыкальную призовую тройку" жанр, который я бы назвал "кроссовер". Это известные шлягеры и мелодии из мюзиклов в классической аранжировке. Таких мелодий набралось, по моим подсчетам, 15 процентов. Особенно запомнилось выступление олимпийской чемпионки Алины Загитовой под музыку из "Призрака оперы". Оно включило в себя не только "флагманские" мелодии всемирно известного мюзикла, но и композиции, которые не так широко известны слушателям. Привлекла и лирическая версия хита The Wicked Game Криса Айзека, под которую стали чемпионами континента французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре.
Музыка, титры, прыжки, поддержки, статистика: вот как, на мой взгляд, достигается разнообразие в современном фигурном катании. Иногда один зритель следит за отдельным спортсменом и его "прокатом", другой очарован соревновательным аспектом, а третий мог просто подойти к экрану для того, чтобы послушать хорошую музыку. Благодаря такому разнообразию "фигурки" в нынешнем "мультимедийном" виде обречены на долговременную популярность.