Оборонительный союз ОДКБ, участником которого является Республика Беларусь, в последнее время испытывает некоторые сложности, связанные с управлением организацией.
При этом прошедший 8 ноября в Астане Совет коллективной безопасности с участием глав государств – членов ОДКБ не принес решений на этом треке. Более того, вопрос согласования кандидатуры руководителя организации (генерального секретаря), роль которого можно сравнить с функциями топ-менеджера в понимании гражданского мира, вышел за пределы чисто технической задачи и приобрел политическое звучание.
Дело частное, а головная боль общая
Суть проблемы заключается в том, что т.н. "бархатная революция" в Армении привела к существенным изменениям в архитектуре правящих элит этой страны, в том числе по отношению к кадрам, которых в свое время Ереван делегировал для работы в структуры СНГ, ЕАЭС, ОДКБ.
В частности, новое армянское руководство приняло решение об отзыве своего представителя генерала Юрия Хачатурова, направленного "старым режимом" на пост генерального секретаря ОДКБ и утвержденного в должности в апреле 2017 года. На родине Хачатурова обвиняют в преступлениях против конституционного строя, что связано с трагическими событиями противостояния власти и оппозиции в Ереване в 2008 году, повлекшими гибель людей. Примечательно, что еще до формализации процедуры отзыва генерала, пребывавшего в статусе секретаря ОДКБ (то есть международного чиновника, обладающего дипломатическим иммунитетом), пытались задержать в Армении для проведения следственных действий.
Безусловно, такие пируэты совсем не добавляют очков имиджу ОДКБ на международной арене и явно не способствуют организации эффективного процесса администрирования деятельности блока, однако нынешнее армянское руководство является абсолютно легитимным и имеет полное право принимать кадровые решения по работе своих представителей в международных структурах. Поэтому если попытка задержать генерального секретаря ОДКБ Хачатурова выглядела очень неуклюжим эмоциональным шагом, то решение отозвать его с должности – внутреннее дело Еревана.
Угроза дезорганизации
Вместе с тем с учетом того, что, согласно нормам ОДКБ, генеральный секретарь избирается сроком на четыре года и данная позиция закрепляется за странами в алфавитном порядке, в ситуации отзыва представителя Армении следующим руководителем организации по идее должен был стать представитель Беларуси. Вероятно, именно поэтому незадолго до саммита в Астане в статусной российской прессе появился "инсайд" о том, что генсеком организации станет государственный секретарь Совета безопасности нашей страны генерал-лейтенант Станислав Зась.
Однако впоследствии выяснилось, что официальная позиция Армении заключается не в том, чтобы взять "самоотвод" в ОДКБ, а в том, чтобы заменить "грешного" в глазах революционной власти генерала Хачатурова новым "правильным" кандидатом. Такие действия армянского руководства вызвали непонимание со стороны союзников по блоку, причем не только официального Минска. Наиболее четко по данному вопросу высказался президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который отметил, что "до конца председательства Армении остается один год" и новый генсек "даже не успеет объехать все страны" для того, чтобы элементарно войти в обстановку, не говоря уже о стратегическом планировании деятельности организации. Причем, если отталкиваться от слов Назарбаева, такую позицию высказали "все президенты". По факту получается, что внутренние события в Армении некоторым образом дезорганизовали работу ОДКБ, так как армянский представитель Хачатуров, не успев полноценно войти в рабочий процесс, уже оказался в подвешенном состоянии ожидания отзыва и под дамокловым мечом уголовного преследования. А сейчас позиция генерального секретаря вообще вакантна, вопрос утверждения новой кандидатуры затягивается, и если пойти навстречу желанию Еревана, то на короткий срок будет назначен чиновник (фактически "временщик"), которого в 2020 году вновь нужно будет переизбирать.
Адекватная реакция и понимание причин
Однако в самом названии блока – Организация Договора о коллективной безопасности, закреплен коллегиальный принцип принятия решений, поэтому игнорировать позицию Армении нельзя, и очень правильно, что по итогам саммита в Астане президенты взяли паузу до следующей встречи 6 декабря в Санкт-Петербурге. То есть остается некоторое время для работы с армянскими союзниками, которую, по всей вероятности, придется проводить России, так как у иных государств особых инструментов влияния для коррекции точки зрения Еревана, в общем-то, нет.
При этом думается, что "упорство" Армении в вопросе назначения генсека ОДКБ не нужно объяснять конспирологией исключительно в духе влияния "мировой закулисы" на новое руководство страны. Здесь все несколько проще, и основные причины снова внутренние, связанные с проведением в декабре 2018 года досрочных парламентских выборов, по результатам которых ожидается окончательное закрепление власти Никола Пашиняна и его команды. В условиях предвыборной кампании происходит обострение политической борьбы, в ходе которой применяются различные методы для дискредитации оппонентов. Прежнее руководство страны в лице лидеров бывшей правящей Республиканской партии Армении уже успело объявить ожидаемую рокировку на посту генсека "большой политической неудачей", на фоне чего действия "бывших" по продвижению кандидатуры Хачатурова – "генерала, прошедшего Карабах" – были, очевидно, "большим политическим успехом". Одновременно сеть различных прозападных НПО и СМИ, влияние которых в армянском информационном пространстве достаточно велико, видимо, получили соответствующий сигнал "из-за бугра" и затеяли пораженческие дискуссии в духе "А зачем вообще Армении ОДКБ?", ведь все члены организации поддерживают достаточно высокий уровень политических отношений и военно-технического сотрудничества с "вражеским" Азербайджаном.
Так технический вопрос замены "топ-менеджера" ОДКБ стал настоящим испытанием для новой армянской власти, от которой "общественное мнение" по разным причинам требует "проявить характер". Только причины этих требований практически никак не связаны с потребностями организации в эффективной работе в рамках ОДКБ, и скорее наоборот: чем больше "характера" будет проявлять Ереван в этом вопросе, тем хуже в конечном итоге для организации. Поэтому союзникам нужно понимать специфику внутренней обстановки в Армении, накал политической борьбы в этой стране и сосредоточиться на разъяснительной работе с партнерами, не допуская пикировки с армянскими госорганами, а тем более с политиками, "экспертным сообществом" и СМИ. При этом понятно, что нынешняя позиция Еревана неконструктивна и должна быть скорректирована партнерами по блоку так, чтобы учесть интересы Армении в области безопасности, но при этом обеспечить спокойную работу аппарата ОДКБ, для чего нужна стабильность, а не временные решения, обусловленные местечковыми потребностями внутренней политической кухни.