22:04 12 Ноября 2018
Прямой эфир
  • USD2.14
  • EUR2.42
  • 100 RUB3.17
Кадр из фильма Хрусталь

Главный белорусский фильм года? Рецензия на "Хрусталь"

© Фото: Демарш-фильм (2018)
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Евгений Казарцев
1402103

Сложно не ругать "Хрусталь" за ошибки и неточности, но нельзя фильм Дарьи Жук и не похвалить - как минимум за обаятельность.

Фильм "Хрусталь" молодого режиссера Дарьи Жук стал главным белорусским кинособытием года: еще бы, специально для ленты из пепла восстал белорусский оскаровский комитет, который планирует выдвинуть работу на соискание главной премии в области кинематографа, а до того времени картина успела получить похвалу на нескольких фестивалях, в том числе и приз на Одесском. Наконец "Хрусталь" выходит в белорусский прокат — предпремьера состоялась в понедельник в минском Falcon Club Cinema Boutique, где оценил картину и колумнист Sputnik Евгений Казарцев.

История взросления

Беларусь, девяностые. Работы нет, денег — тоже. Главная героиня Эвелина подрабатывает диджеем и мечтает переехать в Чикаго. Но американская виза ей "не светит" — нет справки от работодателя, поэтому девушке приходится покупать на "блошке" бланк погибающего хрустального завода. Все бы хорошо, но консульство планирует перезванивать по указанному в бланке номеру, поэтому героине приходится добираться до городка Хрустальный и дневать у чьего-то телефона в ожидании звонка.

Сама режиссер Дарья Жук признавалась, что хотела сделать своего рода "тональный эксперимент" — и с этой точки зрения фильм можно считать удавшимся. Начавшийся как бойкая трагикомедия, к концу "Хрусталь" отбрасывает кокетство и становится полноценной драмой взросления. Уютно устроившемуся в кресле зрителю переломный момент может показаться шокирующим — но то и хорошо, ведь благодаря сцене (не будем спойлерить, вы потом сами поймете) картина становится совсем другой.

Дарья Жук на съемках фильма Хрусталь
© Фото : Арт Корпорейшн
Дарья Жук на съемках фильма "Хрусталь"

Ответит ли героиня на телефонный звонок из консульства и уедет ли в Чикаго? Эти вопросы перестают волновать уже на двадцатой минуте картины: авторы фильма уводят совсем в другую сторону, пытаясь затронуть широкий спектр тем — от жизни в белорусской глубинке до разницы между жителями столицы и маленького городка.

"Хрусталь" можно ругать

Девяносто минут "Хрусталя" проходят быстро — и так же быстро меняется отношение к фильму. Первое, за что можно и пожурить авторов, — то, как изображены девяностые. И вопрос вовсе не в точном историческом соответствии, а в аккуратности. Нет-нет, да и попадают в кадр нынешние витрины магазинов в переходах, одеты в соответствии со временем далеко не все и не всегда. "Режет" глаз это всю первую половину фильма. С другой стороны, кино — форма искусства, а не документальное запечатление времени. Поэтому, хоть вопросы к этому и возникают, но сильно ругать за это нельзя.

Наверное, как и за языковое несоответствие персонажей. Диалоги — слабая сторона сценария "Хрусталя". Здесь неестественно местами звучит "трасянка", слишком натянуты английские вставки в речи главной героини, театральный монолог напоминает сцена с разговором матери Эвелины с подругой по телефону — вопросы к происходящему на экране есть.

Наконец, побочные сюжетные линии — с матерью героини и ее приятелем — также смотрятся слишком натянуто. Будто создатели хотели уместить в полтора часа как можно больше. Но в итоге зритель остается только с вопросами: что это было, зачем, как так вышло?

Но есть и за что хвалить

Впрочем, упомянутые выше вопросы к "Хрусталю" можно и вовсе отмести. Вопрос в том, как оценивать кино. Если становиться в позицию "хуже Соррентино — значит, плохо", то лента слабая и особо ничем не примечательная. Но если посмотреть с точки зрения современного белорусского кино — пожалуйста, снимайте больше таких "Хрусталей".

Рабочий момент на съемочной площадке
Рабочий момент на съемочной площадке

После титров обнаруживается, что "Хрусталь" — достаточно обаятельный и бойкий фильм, с несколькими очень хорошими и смешными сценами, с уместной сатирой на действительность и переходом от одной тональности к другой. Белорусскому кинематографу такого не хватает — надежда лишь на молодых и независимых режиссеров, которые пробуют сделать что-то, отличное от снятого на "Беларусфильме".

Представить такую смелую драму взросления, снятую "официальными кинодеятелями", просто нельзя. Сложно вообразить подобный уровень копродукции, когда в одной картине приняли участие несколько стран. В конце концов, вышедшие в последние годы белорусские фильмы, на которые не надо насильно тянуть школьников, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Понятно, что "Оскар" эта картина вряд ли получит — слишком серьезная конкуренция с лучшими режиссерами всего мира. Но, возможно, Дарья Жук наберется опыта и следующими работами сможет принести стране вагон и тележку престижных призов, а когда-нибудь — и ту самую золотую статуэтку.

Если вы ждете ответа на вопрос "Стоит ли смотреть?", то определенно да — составить свое мнение, оценить работу молодого независимого режиссера. В конце концов, увидеть самый обсуждаемый и, возможно, главный фильм года. Так что берите билеты в кино — "Хрусталь" выходит в прокат уже 29 августа.

Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik

  • Председатель правления НКО Русская школа Эстонии Мстислав Русаков

    Эстонский политик рассказал, как власти ЕС могут помочь образованию на русском языке и расширить права русскоязычного населения в Эстонии.

  • Прощальный матч Аршавина за Кайрат

    Андрей Аршавин попрощался с болельщиками алматинского футбольного клуба "Кайрат" – россиянина проводили овациями и подарили чапан.

  • Наблюдатели от Абхазии на выборах в ЛНР

    Участники делегации наблюдателей из Абхазии рассказали, как прошли выборы в ДНР и ЛНР.

  • Линии электропередач. Архивное фото

    Пресс-секретарь премьер-министра Кыргызстана прокомментировал сообщения о возможном повышении тарифов на электроэнергию.

  • Политолог, ведущий эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко

    Бунт заключенных в колонии Худжанда - это результат продуманной стратегии идеологов "Исламского государства", считает эксперт.

  • Флаги стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности: Таджикистана, России, Киргизии, Казахстана, Белоруссии, Армении и флаг ОДКБ (справа налево)

    Вопрос о возвращении Узбекистана в ОДКБ пока не стоит на повестке дня, заявил посол республики в России.