Министерство образования подумывает о возвращении внутренних экзаменов по части предметов при поступлении в вузы. Озвученная министром Игорем Карпенко идея вызвала действительно много обсуждений в обществе — например, колумнист Sputnik Игорь Козлов перечислил негативные стороны устных экзаменов и указал на плюс существующей системы тестирования. Есть и другая, хотя не полностью противоположная точка зрения.
Не заучивание, а понимание
Высшее образование тем и отличается от среднего, что получать его может не каждый. Все же предполагается какой-то отбор и отсев абитуриентов — лучших, способных. Тезис о том, что они пришли учиться и их всему должны обучить уже в вузе — кажется, как раз из времен "всеобуча", и сегодня такое не работает.
Получать высшее образование должны мотивированные люди. Знающие, на что идут. Готовые не повторять школьный курс, а идти дальше. В конце концов, вузы не "должны" — они дают возможность получить высшее образование, а не обязаны научить всех. К сожалению, часто на первых курсах преподаватели тем и занимаются: учат по программе десятых-одиннадцатых классов. И такое бывает не только на физикоматематических специальностях, но и на гуманитарных — тех же лингвистических.
Абитуриент сейчас сдает ЦТ. Может сдать хорошо — молодец, правила заучил. Но на том же иностранном он говорить не умеет совсем — даже на уровне школы. И идет себе в переводчики, где из него больше года пытаются "выбить" хотя бы способность рассказать о своей семье.
Именно поэтому желание ввести внутренние устные экзамены по тем же иностранным языкам кажется логичным: нужно проверять не только способность воспроизводить правило и вставлять букву, но и, что называется, "чувство языка", способность связать на нем хоть пару слов. И что бы там ни говорил почтенный господин Козлов, в Беларуси достаточно университетских преподавателей с высочайшим уровнем знания языков и способностью их оценить.
На определенных специальностях практику можно было бы расширить и на языки — для будущих филологов, например. В перспективе можно подумать и о подобной форме сдачи экзамена по обществоведению для будущих юристов и политологов. Словом, проверять не только способность заучить дату или термин, но и способность понимать и излагать. Иначе приходит в вуз новоявленный студент с высокими баллами ЦТ, и оказывается, что его максимум — типичная "зубрежка".
На воду дуют
Тезис о том, что благодаря централизованному тестированию за последние годы не было коррупционных скандалов при поступлении, звучит странно. Во-первых, их могло бы и не быть и без ЦТ.
Сейчас достаточное количество абитуриентов сдает внутренние экзамены при поступлении — сочинения на журфак, рисунок в Академию искусств, физкультуру в БГУФК. Счет таким ребятам идет на тысячи — и никто за все годы не сообщал о коррупции или нарушениях. Поэтому, если скандалы и были в конце 90-х — начале двухтысячных, это не значит, что они будут сегодня. Стоит напомнить, что в те времена было больше скандалов и проблем во всех сферах, а не только при поступлении.
Бояться того же субъективизма также не стоит — систему внутренних экзаменов можно выстроить по-разному, и тут все зависит от того, какие шаги предпримет Минобр. Ну а не субъективно оценивать такие вещи, как сочинения, и вовсе нельзя. Это не говоря о том, что в жизни вообще все субъективно, и страшного в этом ничего нет. У этого же абитуриента потом будет субъективная жена, субъективный руководитель, субъективные коллеги, субъективные учителя у его детей. И мир не рушится.
Элементы субъективной оценки есть во всех университетах мира — и в тех, кто всю систему образования в целом оценивают куда выше нашей. Там пишут эссе, которые оценивают так же субъективно. Там проводят собеседования и устные экзамены.
Ставить диагноз тому, хорошая это (частичный возврат внутренних экзаменов) идея или плохая сейчас рано. Слишком многое зависит от способа реализации задумки — стоит достаться подробностей и каких-то нормативно-правовых актов. Но сразу отметать такую возможность нельзя — ведь не обязательно мы снова обожжемся на том, от чего страдали двадцать-тридцать лет назад.