Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров 29 мая посетит с рабочим визитом Минск. Накануне в белорусской Столице с большим размахом прошел международный форум "Минский диалог", собравший порядка 500 статусных делегатов из 50 государств. Выступая на конференции, президент Беларуси Александр Лукашенко призвал средние и малые страны отказаться от роли статистов и играть более активную роль в международных отношениях для укрепления мира на планете, поскольку ключевые игроки в настоящее время "заняли непримиримые позиции" и "не могут договориться ни по одному из вопросов".
При этом Беларусь имеет наиболее тесные союзные отношения с Россией, исходя из чего возникает ряд нюансов: насколько "добрые услуги" официального Минска востребованы союзниками, а также насколько актуальны белорусские призывы к миру как для великих держав, так и для уже упомянутых "малых стран"?
Зачем Беларуси миротворчество?
Если оставить общечеловеческие мотивы и соображения гуманизма, то чисто практически цели белорусского государства в этой ситуации на самом деле вполне понятны. Задача Минска заключается в том, чтобы без потерь пройти по тонкому льду, где с разных берегов дубасят палками ненавидящие друг друга дюжие хлопцы. И здесь для того, чтобы не провалиться, нужно призвать оппонентов к дружбе и спокойствию, помня о том, что одному из них мы при этом еще и симпатизируем. В идеале эти ребята под воздействием нашей мудрости вообще должны прекратить свои штучки, лед затвердеет, и мы вместе сыграем в хоккей. В противном случае Беларусь либо пойдет ко дну, либо прибьется к одному из берегов и тоже начнет колотить по льду палкой.
То есть все предельно ясно и объяснимо, потому как любые формы столкновения между Востоком и Западом губительны для белорусского народа. Можно привести простой пример из недавнего прошлого: когда в 2014 году общий объем внешней торговли Беларуси был равен 76,6 миллиарда долларов, а в 2016-м (то есть всего через год после начала т.н. "санкционной войны") — уже 51,1 миллиарда. То есть падение составило более 25 миллиардов долларов, и т.н. "заработок" Беларуси на санкциях — не более чем миф, а прибыли отдельных предприимчивых дельцов не стоит путать с государственной выгодой. По факту последствия геополитического противостояния ощутил на себе каждый гражданин, так как наша экономика напрямую зависит от ситуации на российском рынке, а аналогичное падение в России в 2016 году в сравнении с 2014 годом составило более 300 миллиардов долларов. И даже сейчас, когда и РФ, и Беларусь значительно улучшили свои экономические показатели, ни одно из государств по показателям общего товарооборота не достигло докризисного уровня.
Однако экономические потери, как и санкции, можно пережить, и ситуация в нынешней России, как и более чем 20-летний опыт Беларуси, которую периодически "наказывали" западные страны, прямое тому доказательство. Между тем самым страшным испытанием является война, о чем свидетельствует весь путь белорусского народа и особенно трагедия ХХ века, когда наша страна дважды становилась ареной смертельного противостояния в двух самых кровопролитных войнах в истории человечества.
Что движет Россией?
К слову, именно к таким аналогиям обращался в своем выступлении на "Минском диалоге" и глава государства: по словам Лукашенко, нынешняя ситуация в мире очень напоминает обстановку в преддверии Первой мировой войны. Действительно, если убрать за скобки вопросы справедливости, то в 1914 году почти одинокая Германия (Турция и Австро-Венгрия были явно слабы) стремилась пересмотреть сложившийся миропорядок и столкнулась с "сердечным согласием" — Антантой, широкой коалицией европейских держав, России и примкнувших к ним на завершающей стадии США.
Возвращаясь в наши дни, можно напомнить, что совсем недавно помощник президента РФ Владислав Сурков, которого пресса называет "идеологом Кремля", опубликовал статью "Одиночество полукровки", где рассуждал о "геополитическом одиночестве России", которая в 2014 году "решила заявить о своих правах".
То есть, по сути, Россия, как и Германия начала ХХ века, осмелилась бросить вызов устоявшимся правилам, однако на этом аналогии, пожалуй, заканчиваются, так как если Германия пыталась укрепить свои позиции, исходя из возросших амбиций крупного капитала и военно-промышленных кругов страны, то Россия скорее пытается спастись от неизбежного уничтожения.
Очевидно, что "поход на Восток" со стороны Запада не заканчивался никогда, и практически одновременно с распадом Советского Союза разного рода "аналитики", "частные разведывательные центры", а затем и напрямую ЦРУ стали заявлять о грядущем распаде уже "демократической России". Кровавую войну на Северном Кавказе удалось остановить, однако череда "цветных революций" в странах СНГ, по сути союзных РФ бывших советских республиках, указывала прямо: кольцо сужается, и коллективный Запад, как удав, медленно, но верно подбирался к основной жертве.
Россия должна была на это реагировать и стала действовать так, как это возможно, исходя из сегодняшнего состояния управленческих кадров, экономики, военного и научно-образовательного потенциала страны. Где-то весьма эффективно, а где-то не очень, но Россия стала показывать зубы, что вызвало сначала раздражение, а затем и страх на Западе.
При этом задача понять Россию никогда не ставилась. Делается все возможное, чтобы оправдать собственные действия, и то, что в российском случае называется "вмешательством в выборы", в ситуации с влиянием Запада на политические процессы в разных странах мира объясняется "стремлением народа к демократии", "суверенитетом" и прочими пафосными, но имеющими мало отношения к реальности декларациями. Это свидетельство проявления своего рода исключительности западного истеблишмента, когда все, что делают англоамериканцы, — это воля Божия, а все остальное — "ось зла".
Тернистый путь к согласию
Между тем для начала любого диалога нужно признать свои ошибки и обязательно нужно уметь прощать. Президент Беларуси в своей речи обозначил в качестве одной из причин нынешнего грустного положения дел в мире расширение НАТО на Восток, а потом, призывая всех к согласию, сказал, что "согрешил", и отметил, что надо забыть старые обиды. Не думаю, что позиция России в этом случае сильно отличается от белорусской, ведь, если опираться на заявления Путина, то готовность к диалогу у Москвы есть всегда, однако в этот раз Россия не будет "обманутым вкладчиком", как это произошло при развале СССР.
Вместе с тем нынешний кризис безопасности — это не только проблема России, США и их европейских союзников. Есть еще Китай, Индия, Япония, Бразилия, которые хоть и держатся несколько в стороне, но их вовлечение неизбежно, так как мир давно не однополярный и даже не двухполярный, как это было, скажем, в годы холодной войны. Вопрос в том, что процесс построения новой архитектуры безопасности — это дело не одного года, а возможно, даже десятилетия. Представляется, что путь этот будет тернистым и лежит через отказ Запада от идеи превосходства, что пока видится маловероятным, однако вполне возможно в долгосрочной перспективе. До этого момента нужно действовать очень аккуратно, чтобы ни у кого не возникло желания превратить переговорную площадку в поле битвы, иначе страну просто разорвут на части. В этом и есть основная сложность задачи, поэтому белорусской дипломатии необходимо очень внимательно подходить к выбору иностранных партнеров, а российским союзникам во избежание кривотолков нужно грамотно довести, что Минск не уходит на Запад от России, а ищет на Западе адекватную "партию мира", готовую к поиску взаимовыгодного компромисса.