В недавний День космонавтики было одно интервью, которое особенно запомнилось. Это был разговор с первым чехословацким космонавтом Владимиром Ремеком.
"Границы создали люди", — в заключение сказал Ремек. Если предположить, что для других цивилизаций во Вселенной наше существование не новость и они наблюдают за нами, то наверняка не догадываются, какие страсти и конфликты бушуют на небольшой живой планете под названием Земля.
Но все это высшая философия, которую знают все и это знание упорно игнорируют.
Событие последних дней — обстрел силами коалиции под руководством США Сирии — заставило говорить о мире в новой тональности. И все чаще стали звучать слова о третьей мировой.
Я уверен: третьей мировой войны не будет. Не стоит истерить, закупать соль и спички, рис и сахар. Если бы они и понадобились для целей, которым была посвящена одна из телевизионных программ по способу выживания в бомбоубежищах, но они не спасли бы, а мучительно растянули трагический исход нашего существования.
Мой оптимизм строится не на миролюбии американского президента Дональда Трампа, а на его сказочном богатстве — миллиардеры не воюют.
Я не представляю себе миллиардера Трампа с семьей, спящих в ядерном бункере на кровати из золота на перине с подушками, набитыми бриллиантами или долларами.
Что такое золото в этом случае? Желтый металл, не более. А бриллианты — просто дорогое стекло, а доллары — просто красивые типографские бумажки с портретами. Перед кем блистать богатством в бункере и раздавать интервью? И президентом чего или кого в этом случае становится американский президент?
Воюют одержимые властью аскетичные маньяки, вроде Гитлера. И происходит это "в темные времена". Это выражение принадлежит одному из самых проницательных и до конца не понятых философов ХХ века Ханне Арендт, которая спаслась из фашистской Германии и прожила всю жизнь в Америке. Она заметила, что Америка не знала "темных времен" — она их боялась. Она никогда, по сути, серьезно не воевала, американцы всегда зарабатывали на чужих войнах.
Сколько было угроз в адрес Северной Кореи, когда казалось, что все? Вы думаете, что американцы пожалели южнокорейцев? Тормозом для Трампа стал Сан-Франциско, который оказался в зоне досягаемости северокорейского ядерного удара.
Американцы не отступили и не признали свой страх, спустили все на тормоза: нет разговоров и угроз — нет и проблемы.
Мировая политика идет по четко заданной синусоиде. В основе этой всем известной из математики кривой лежит русофобия. Она появилась на свет не сегодня и не вчера. Свое начало она берет со времен Киевской Руси и Московского княжества.
И дело не в характере политического строя России и не в личностях российских политических деятелей. Было время, когда казалось, что со всем этим покончено навсегда. Но что это было за время? 20-е и 90-е года прошлого века. В первом случае американцы практически взяли в концессию Советскую Россию, а в 90-е на трудностях распада великой страны неплохо заработали, как саранча слетевшись давать советы, как жить и что делать. С приходом к власти Владимира Путина эта "лафа" для американцев закончилась — все вернулось на свои круги.
Я на неделе перечитал мемуары известного американского публициста и интеллектуала Ричарда Пайпса "Я жил. Мемуары непримкнувшего". Для более-менее читающей публики на постсоветском пространстве эта фамилия не новость. Один из самых ярких "ястребов" в администрации президента США Рональда Рейгана, рафинированно образованный интеллектуал.
В его русофобской позиции все кажется четко выстроенным и логичным — в России плохо все. По мнению Пайпса, так было, так есть и так будет, пока будет существовать эта страна. Ни одного доброго слова или даже намека.
Но есть один вопрос, на который Пайпс так и не ответил. Вопрос, ответ на который вдребезги разбивает все его доводы и рассуждения. Семья польских евреев Пайпсов оказалась среди немногих счастливчиков, которые сумели бежать во время войны из Европы в США. По поддельным паспортам через Италию и Португалию они смогли перебраться в США.
Никто из их родственников в Европе не пережил Холокост. В живых остались только те родственники Пайпсов, которые жили в Советском Союзе. Именно поэтому Ричард Пайпс, находившийся в СССР, смог встретиться в Ленинграде со своим дядей Генри. И никто этому не препятствовал.
"Пайпсизм" по всем своим параметрам стал основой американской политики в отношении России. С этим ничего нельзя сделать, все это нужно принять как данность.
Еще раз повторю, не волнуйтесь, новой мировой бойни не будет. Что будет? А уже есть: авиаудары коалиции во главе с США по Сирии свидетельствуют, что вся ситуация будет "на грани", примерно такая же, как это было в 1950 году во время войны на Корейском полуострове или во время арабо-израильской войны 1973 года.
Но я уверен, что инстинкт самосохранения у всех противоборствующих сторон сработает, другого варианта просто не существует.