"Файв пойнт найн, файв пойнт эйт, файв пойнт севен, сикс оу".
"Пять девять, пять восемь, пять семь, шесть ноль".
Так объявляли оценки в фигурном катании прошлого. Тогда все зависело от судей и не было сложного электронного подсчета баллов — как за техническое исполнение, так и за артистизм. В отличие от нынешних соревнований, "фигурки" раньше смотрели все — вне зависимости от спортивных пристрастий. На то было несколько причин.
Первая — в 70-е и 80-е годы не было такого выбора телевизионных каналов, а для футбольного и хоккейного болельщика, как ни крути, фигурное катание все-таки спорт. Да и "наши" тогда побеждали гораздо чаще, чем сейчас.
Вторая причина — музыкальная. Трансляция "фигурок" — отличный способ пополнить домашнюю фонотеку. Это был один из немногих каналов проникновения западной музыки в СССР. На многих трансляциях тех лет редко можно было услышать голоса комментаторов во время выступления — они прекрасно понимали, что миллионы людей в этот момент подключили свои катушечные магнитофоны к телевизору. Помню, что записи получались качественными — вот только скрежет коньков был, к сожалению, тоже слышен.
Конечно же, знаменитых номеров в фигурном катании очень много. Но я выделю лишь те, которые считаю "знаковыми" для развития этого вида спорта. Без них состязания на льду не были бы теми "фигурками", которые любит и стар, и млад.
Шедевр первый. Людмила Пахомова и Александр Горшков — Tango La Cumparsita
В начале 70-х танцы на льду были не такими яркими — в основном соревнования проходили под классические мелодии. Но получилось так, что Людмила Пахомова и Александр Горшков одними из первых попробовали танцевать под народные мелодии и современные ритмы.
Самым известным их номером было Tango La Cumparsita. Танго, которое почему-то все называют аргентинским, хотя мотивчик-то появился на свет в Уругвае 100 лет назад. Под эту мелодию Пахомова и Горшков смогли продемонстрировать все "модные элементы" того времени — параллельные движения, дорожки шагов, синхронные выпады. Этот танец сразу же полюбила вся страна.
Даже Волк и Заяц из "Ну, погоди!" лихо отплясывали под La Cumparsita. Правда, в "мультике" есть одна неточность. Волк и Заяц исполняют прыжки, которые практикуются в парном катании — Пахомова и Горшков их не исполняли никогда.
Пахомова и Горшков ушли на пике славы в 1976-м. Тогда они выиграли все, включая Олимпиаду в австрийском Инсбруке. И очень успешно переключились на тренерскую работу. К сожалению, век Пахомовой оказался недолгим. Она умерла от рака в возрасте 40 лет. Но до этого она смогла передать многие идеи своим ученикам, которые стали впоследствии ведущими тренерами мира. Среди них — Марина Зуева и Игорь Шпильбанд, которые тренируют сейчас все ведущие пары мира. К сожалению, не российские.
Шедевр второй. Игорь Бобрин — Сонный Ковбой
Игорь Бобрин — один из самых эксцентричных, веселых и, по моему мнению, недооцененных фигуристов мира. В его активе — выигрыш чемпионата Европы 1981 года и третье место на первенстве мира. Но на Олимпийском пьедестале он никогда не был. Зато катался он всегда весело и непринужденно — в большинстве его номеров есть нотки юмора и доброты.
Именно это Игорь и продемонстрировал в показательном номере "Сонный Ковбой" под песенку всемирно известного американского оркестра Рэя Коннифа. В песенке главный герой совсем не сонливый, а весьма прагматичный. Но в исполнении Игоря Анатольевича герой получился вполне симпатичным. Да и "ковбойские движения" на коньках вызывают восторг и восхищение.
Шедевр третий. Джейн Торвилл и Кристофер Дин — Болеро
Британская пара, которой не было равных в начале 80-х и до конца 90-х. "Болеро" Мориса Равеля на льду — продолжение классического направления в спортивных танцах.
На мой взгляд, главная причина успеха Торвилл и Дина — в плавности их катания. Когда смотришь на ведущие пары того времени, видишь, как тщательно фигуристы заучили нужные элементы. У британцев этого не было — их программы в разных жанрах всегда выглядели естественно и привлекательно. Особое место в их номерах занимали акробатические поддержки, которые также выглядели совершенно естественно.
Шедевр четвертый. Евгений Плющенко — Sex Bomb
Идея танцевать на льду под песни "крунеров" — так называли Фрэнка Синатру, Тома Джонса, Пола Анку и других известных исполнителей шлягеров — далеко не новая. Еще 70-х годах это мастерски делал призер Олимпиады-76 канадец Толлер Крэнстон.
Спустя 30 лет уже звезда XXI века — Евгений Плющенко — привнес изрядную долю эксцентрики и самоиронии в и без того ироничную композицию Тома Джонса "Секс-бомба". Сплав оригинальных идей получился потрясающим: сложно припомнить, когда еще мужчины исполняли потрясающий номер под "женскую" песню.
Я время от времени пересматриваю каждый из этих четырех номеров. В каждом из них есть уникальное "авторское прочтение", грация, положительный эмоциональный заряд. Это, увы, на современных Олимпиадах становится уже редкостью.