Ковбой и секс-бомба, танго и болеро: четыре шедевра фигурного катания

© Sputnik / Юрий Сомов / Перейти в фотобанкШестикратные чемпионы мира и Европы, олимпийские чемпионы в спортивных танцах на льду Людмила Пахомова и Александр Горшков исполняют танго «Кумпарсита».
Шестикратные чемпионы мира и Европы, олимпийские чемпионы в спортивных танцах на льду Людмила Пахомова  и Александр Горшков исполняют танго «Кумпарсита». - Sputnik Беларусь
Подписаться
В дни зимней Олимпиады в Пхенчхане болельщик с 40-летним стажем, колумнист Sputnik Олег Дмитриев вспоминает культовые номера легендарных фигуристов прошлых лет.

"Файв пойнт найн, файв пойнт эйт, файв пойнт севен, сикс оу".

"Пять девять, пять восемь, пять семь, шесть ноль".

Так объявляли оценки в фигурном катании прошлого. Тогда все зависело от судей и не было сложного электронного подсчета баллов — как за техническое исполнение, так и за артистизм. В отличие от нынешних соревнований, "фигурки" раньше смотрели все — вне зависимости от спортивных пристрастий. На то было несколько причин.

Первая — в 70-е и 80-е годы не было такого выбора телевизионных каналов, а для футбольного и хоккейного болельщика, как ни крути, фигурное катание все-таки спорт. Да и "наши" тогда побеждали гораздо чаще, чем сейчас.

Вторая причина  — музыкальная. Трансляция "фигурок" — отличный способ пополнить домашнюю фонотеку. Это был один из немногих каналов проникновения западной музыки в СССР. На многих трансляциях тех лет редко можно было  услышать голоса комментаторов во время выступления — они прекрасно понимали, что миллионы людей в этот момент подключили свои катушечные магнитофоны к телевизору. Помню, что записи получались качественными — вот только скрежет коньков был, к сожалению, тоже слышен.

Конечно же, знаменитых номеров в фигурном катании очень много. Но я выделю лишь те, которые считаю "знаковыми" для развития этого вида спорта. Без них состязания на льду не были бы теми "фигурками", которые любит и стар, и млад.

Шедевр первый. Людмила Пахомова и Александр Горшков — Tango La Cumparsita

В начале 70-х танцы на льду были не такими яркими — в основном соревнования проходили под классические мелодии. Но получилось так, что Людмила Пахомова и Александр Горшков одними из первых попробовали танцевать под народные мелодии и современные ритмы.

Самым известным их номером было Tango La Cumparsita. Танго, которое почему-то все называют аргентинским, хотя мотивчик-то появился на свет в Уругвае 100 лет назад. Под эту мелодию Пахомова и Горшков смогли продемонстрировать все "модные элементы" того времени — параллельные движения, дорожки шагов, синхронные выпады. Этот танец сразу же полюбила вся страна.

Даже Волк и Заяц из "Ну, погоди!" лихо отплясывали под La Cumparsita. Правда, в "мультике" есть одна неточность. Волк и Заяц исполняют прыжки, которые практикуются в парном катании — Пахомова и Горшков их не исполняли никогда.

Пахомова и Горшков ушли на пике славы  в 1976-м. Тогда они выиграли все, включая Олимпиаду в австрийском Инсбруке. И очень успешно переключились на тренерскую работу. К сожалению, век Пахомовой оказался недолгим. Она умерла от рака в возрасте 40 лет. Но до этого она смогла передать многие идеи своим ученикам, которые стали впоследствии ведущими тренерами мира. Среди них — Марина Зуева и Игорь Шпильбанд, которые тренируют сейчас все ведущие пары мира. К сожалению, не российские.

Шедевр второй. Игорь Бобрин — Сонный Ковбой

Игорь Бобрин — один из самых эксцентричных, веселых и, по моему мнению, недооцененных фигуристов мира. В его активе — выигрыш чемпионата Европы 1981 года и третье место на первенстве мира. Но на Олимпийском пьедестале он никогда не был.  Зато катался он всегда весело и непринужденно — в большинстве его номеров есть  нотки юмора и доброты.

Именно это Игорь и продемонстрировал в показательном номере "Сонный Ковбой" под песенку всемирно известного американского оркестра Рэя Коннифа. В песенке главный герой совсем не сонливый,  а весьма прагматичный. Но в исполнении Игоря Анатольевича герой получился вполне симпатичным. Да и "ковбойские движения" на коньках вызывают восторг и восхищение.

Шедевр третий. Джейн Торвилл и Кристофер Дин — Болеро

Британская пара, которой не было равных в начале 80-х и до конца 90-х. "Болеро" Мориса Равеля на льду — продолжение классического направления в спортивных танцах.

На мой взгляд, главная причина успеха Торвилл и Дина — в плавности их катания. Когда смотришь на ведущие пары того времени, видишь, как тщательно фигуристы заучили нужные элементы. У британцев этого не было — их программы в разных жанрах всегда выглядели естественно и привлекательно. Особое место в их номерах занимали акробатические поддержки, которые также выглядели совершенно естественно.

Шедевр четвертый. Евгений Плющенко — Sex Bomb

Идея танцевать на льду под песни "крунеров" — так называли Фрэнка Синатру, Тома Джонса, Пола Анку и других известных исполнителей шлягеров — далеко не новая. Еще 70-х годах это мастерски делал призер Олимпиады-76 канадец Толлер Крэнстон.

Спустя 30 лет уже звезда XXI века — Евгений Плющенко — привнес изрядную долю эксцентрики и самоиронии в и без того ироничную композицию Тома Джонса "Секс-бомба". Сплав оригинальных идей получился потрясающим: сложно припомнить, когда еще мужчины исполняли потрясающий номер под "женскую" песню.

Я время от времени пересматриваю каждый из этих четырех номеров. В каждом из них есть уникальное "авторское прочтение", грация, положительный эмоциональный заряд. Это, увы, на современных Олимпиадах становится уже редкостью.

Лента новостей
0