Четвертый этап биатлонного розыгрыша Кубка мира завершился в немецком Оберхофе странными воскресными эстафетами, прошедшими в очень сложных погодных условиях. Особенно это касается мужской гонки, которая едва не утонула в молочном тумане, зависшем густым облаком над стрельбищем.
К сожалению, для обеих белорусских команд прощание с капризной Тюрингией получилось печальным: что наши дамы, что наши парни не довели до конца эстафетное дело. Женский квартет был остановлен судьями на экваторе заключительного этапа. У мужчин все вовсе ограничилось выступлением Чепелина и Бочарникова.
Но, кто не плакал, тот не поднимался. Это во-первых. Во-вторых, этап в Оберхофе принес белорусской сборной много пользы, ибо раскрыл на многое глаза. В конце концов, если абстрагироваться от эстафеты (попробуйте — у вас получится!), то позитив начнет возвращаться. В конце концов, мы впервые получили возможность сказать добрые слова не только о Домрачевой и ее товарках, но и о подопечных Василия Большакова и Николая Лопухова.
Точнее, об одном подопечном — Бочарникове. Но и это уже прогресс! Ведь самое худшее, что может случиться с человеком или целым коллективом, это если никто и ни для чего не использует этих людей и эти коллективы. А мы после того, как Сергей в спринте повторил личный рекорд, заняв 18-е место, а затем в преследовании покорил новый карьерный пик — 17-я позиция, встрепенулись и даже стали строить радужные планы, лаская свой слух приятными "еслибызмами".
Но прежде все-таки о дамах, которые были и будут передовым отрядом белорусского биатлона в планах на Белые игры-2018.
Контрасты Домрачевой
Для ДаДо необходимо занести гонки Оберхофа в актив, хотя она ограничилась лишь участием в цветочной церемонии по итогам преследования. Однако очевидно, что это жертвование "оперативным результатом" имело стратегическую подоплеку. Прежде всего, Домрачева убедилась в том, что ее методическая программа со сборами на высокогорье начинает оправдываться. Дарья постоянно говорила о хорошем самочувствии и устраивающем ее на данный момент как физическом, так и функциональном состоянии. Это самое главное.
Следующий позитивный момент — обретение быстроты лыжного хода, а значит, и спокойствия, что крайне важно при подготовке к Олимпиаде. Возвращение к продукции фирмы "Фишер" уже сегодня можно назвать оправданным решением, которое должно не только компенсировать потери, но и окупиться сторицей. Это весьма важно.
Ведь надо понимать, что нынешняя Дарья — это не Дарья четырехлетней давности, когда она могла полностью концентрироваться на биатлоне. Сейчас она мама, а значит, ее мысли постоянно с дочкой Ксенией. И, конечно, она — заботливая жена. Нет никаких сомнений, что сегодняшние проблемы Уле Эйнара Бьорндалена с отбором в олимпийскую команду Норвегии — и ее супружеская головная боль. То есть хлопот и беспокойств априори изрядное число. И раз одной причиной для переживаний стало меньше, то сие необходимо приветствовать не только с точки зрения улучшения качества скольжения лыж.
Так что нам, белорусским болельщикам, в ближайшую среду надо волноваться не только за белорусов в индивидуальной гонке на 20 км, но и за Великого и Ужасного викинга. В стартовом для соревновательной программы Рупольдинга виде программы, похоже, решится судьба олимпийской перспективы Бьорндалена. Или грудь в крестах, или голова в кустах.
И, пожалуйста, не надо играть "от противного", полагая, что ДаДо в Южной Корее будет проще сосредоточиться на себе при отсутствии Уле Эйнара на Играх. Это не тот случай, когда "дед с возу — кобыле легче". Надо желать норвежцу удачи, которая поднимет настроение и нашему лидеру. Обязательно.
К слову, опытные физиономисты могли сделать весьма позитивные выводы, понаблюдав за тем, как Домрачева и Скардино общались в зоне "старт/финиш" после преследования. Они были спокойны и явно нормально восприняли состоявшуюся "игру в догонялки". Хотя — и это тоже читалось на их лицах — не обошлось без проблемных нюансов, которых лучше было бы избежать.
Что же касается эстафеты, то чего можно было требовать от Дарьи после катастрофы Алимбековой? Тем более что, тренируясь индивидуально, ДаДо не могла "набить руку" в контактных спорах. Трагедия? Нет. И, конечно, нелепы домыслы о том, что трехкратная олимпийская чемпионка специально не упиралась, сочтя за лучшее снятие с дистанции. Это — бред, досужий вариант "бла-бла-бла". Просто когда настроение на нуле, частенько все валится из рук.
Но на выходе из Оберхофа лучше помнить о весьма обнадежившем последнем круге Домрачевой в преследовании, чем о воскресной формальной оказии.
В Скардино верят
Надежда стала единственной белорусской героиней эстафет, блестяще справившись со своим стартовым этапом, который завершила в лидерской тройке. Пусть это личное достижение не получило командного развития, но необходимо констатировать то, как Скардино прибавляла в Оберхофе, оправдывая ожидания тренеров, да и свои собственные.
Впрочем, и в самой неудачной гонке — спринте, все могло сложиться для нее много успешнее, чем финиш с 35-м результатом, закройся "сопливый" габарит после первого выстрела на "лежке". Увы, фортуна решила по-своему, хотя Надежда сделала правильную поправку. Но январские практики Скардино традиционно очень редко обходятся безо всяких драматических происшествий.
Вот и на сей раз именно накануне спринта с ней приключился едва ли не приступ удушья с каким-то "загадочным поведением бронх". Явная аллергическая реакция. На что именно — выяснить не удалось. Но факт остается фактом: некий аллерген помешал как следует подготовиться к конкретной гонке. Вкупе с заболеванием, случившимся в декабре и пропуском этапа во Франции, это и привело к не самому выразительному спринту. Но уже после него старший тренер женской сборной Федор Свобода сказал, что "вера в способность Надежды прибавлять — абсолютная". Так оно и вышло.
Эстафетная передряга
Свобода и его австрийский коллега Альфред Эдер после многочасовых размышлений приняли решение предоставить полноценный шанс зарекомендовать себя в качестве претендента на поездку в Южную Корею Алимбековой, включив именно Динару в состав нашей эстафеты. На тренировках после спринта она хорошо (для себя!) выглядела физически и неплохо справлялась со стрельбой.
А тут еще выяснилось, что Писарева по состоянию здоровья не сумела в полном объеме выполнить тренировочную программу новогоднего сбора в Хохфильцене. Постоянно берущиеся у спортсменок анализы крови стали показывать превышение одного из важных показателей, что говорило о предболезненном состоянии спортсменки. Диагностировать что, как и почему удалось не сразу, а только после визита в австрийскую клинику. В общем, в Оберхофе Писарева, как это часто с ней и случается, выступала с листа, и пропуск эстафеты вполне вписывался в концепцию восстановления. Например, на воскресенье Надежде запланировали специальную объемную тренировку.
Но не лучшее состояние Кривко (Ирину прихватили желудочные боли, которые к вечеру стали утихать, но ее старт на "пятнашке" Рупольдинга в четверг совсем необязателен) вынудило произвести форс-мажорную замену, после чего белорусский квартет автоматически утратил конкурентоспособность. Однако чрезмерно ругать Писареву за тихоходность не приходится, да и без штрафных кругов она обошлась.
В отличие от Алимбековой. Увы, Динара психологически не выдержала напряжения. Значит, пока не созрела для такой ответственности. Получается, что альтернативы Писаревой сейчас просто нет. Это беда, с чем никто поспорить не может. Но теперь понятно, что риски возрастут, если блефовать с вариантом Динары.
В олимпийском сезоне и одной неудачи — много. Ведь надо понимать, что в командных видах все помнят, как и кто выступал раньше, от чего зависит общий настрой квартета на гонку. Алимбекова же с тремя штрафными кругами полностью провалилась на огневых рубежах, что нашло свое отражение и на дистанции.
Тут, правда, кое-кто из ретивых болельщиков стал рассуждать об олимпийских шансах Киннунен, что вернулась в биатлон после рождения ребенка. Произошло это после того, как в субботу в спринте Кубка IBU Анастасия стала лучшей из белорусок в словацком Осрбли. 22-е место с одним промахом на "лежке". Однако уже после воскресного спринта эта волна почти умерла: Киннунен на "лежке" не закрыла четыре мишени, еще одну на "стойке" и обосновалась лишь на 53-м месте.
Но не в этом дело! При всем уважении к Насте, она даже на пике карьеры очень редко пробивалась в эстафетный квартет, ибо плохо использовала свои шансы. Но самое главное в том, что везти в Южную Корею, только родившую спортсменку, не прошедшую базовой подготовки — авантюризм! Если Киннунен действительно хочет еще дерзать в биатлоне, то с начала следующего сезона. Но сейчас это бессмыслица, что сама Настя, в отличие от ретивых болельщиков, наверняка, прекрасно понимает.
Свет Бочарникова
Безусловно, Оберхоф запомнится и первым мужским проблеском. Более того, столь успешно в личных гонках Бочарников не выступал никогда ранее. Правда, эстафета испортила всю малину, но тут уж как вышло, так вышло. Редкая бочка меда совсем уж обходится без дегтя. И все же!
Во-первых, если сумел проявить себя один, так может, и другие выйдут из зачарованного состояния? Конечно, по ходу эстафетного этапа Чепелина хотелось отправить повышать уровень ответственности на трассы вблизи Новополоцка, но ведь многие затем пошли по кривой дорожке, проторенной Володей. Туман. И, кто знает, может, ценнее всего то, как Чепелин напористо пробежал первый круг своего стартового этапа.
Во-вторых, возвращаясь к Бочарникову, можно сказать, что у нас появился лучик надежды на некое чудо в Южной Корее. К нему — лучику, можно относиться смешливо, но злости в иронии заметно уменьшилось. Фантазия на тему точной стрельбы Бочарникова на олимпийской "двадцатке" при вполне достойной скорости на дистанции по-прежнему воспринимается в качестве анекдота, но уже без сардонического гогота.
И это уже прогресс, который надо развивать в Рупольдинге, начиная со среды. Не обращая внимания на ухмылки, которыми полнится интернет. Мечтать никому не запрещено.