22:17 13 Ноября 2018
Прямой эфир
  • USD2.14
  • EUR2.41
  • 100 RUB3.17
Иван Сюльжин

Правила для того и придумывают, чтобы потом нарушать?

© Sputnik / Виктор Толочко
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Иван Сюльжин
28180

Колумнист Sputnik, молодой ученый и программист Иван Сюльжин рассуждает о том, почему сначала мы устанавливаем правила, а потом прилагаем все усилия, чтобы их не соблюдать.

"Не надо воспитывать детей, воспитывайте себя. Ваши дети все равно будут похожи на вас", — гласит народная мудрость. Мне порой кажется, что этот принцип применим не только к отношениям между родителями и детьми, но порой даже к воспитанию лучших качеств у всего нашего общества.

Мой класс – мои правила

"Звонок для учителя, а не для учеников", — частенько доводилось мне слышать в школе. Именно потому многие нерадивые ученики, тянувшие время у доски, не имели возможности спастись от заслуженной двойки с прозвеневшим звонком. Со стороны, конечно, все выглядит справедливо и вроде как можно объяснить заботой о качестве образования, но эту же ситуацию можно рассмотреть и под другим углом.

Ведь получается, тот, кто устанавливает правила игры, оставляет за собой лазейку, чтобы их нарушить. И на таком лицемерии построена, по сути, вся школьная система. Ученикам навязывают школьную форму, но учителя могут себе позволить гораздо больше вольностей в одежде. Особенно мне запомнился случай, когда новая завуч объявила непримиримую борьбу за энергосбережение. Свет в кабинетах запрещалось включать дольше необходимого минимума. Но, однажды, зайдя в ее кабинет, я обнаружил зажженные в разгар дня лампочки и работающий, но не используемый компьютер. Продолжилась такая тенденция и после окончания школы. Даже не знаю, что на первом курсе вуза удивляло меня сильнее: припаркованный на тротуаре автомобиль ректора или то, что окружающие воспринимали это как норму.

Как после всего этого можно серьезно относиться к правилам? Получается, мы в течение одиннадцати лет школы демонстрируем детям, что правила существуют для неудачников, не способных найти способ их обойти, а потом удивляемся, когда взрослые люди всерьез не воспринимают многие жизненные нормы. И последствия могут быть куда более серьезными, чем опоздание на урок.

Далеко идущие последствия

В Беларуси смертность на дорогах практически вдвое выше, чем в Евросоюзе. Причину такой ситуации едва ли не каждый год озвучивает ГАИ, она достаточно очевидна: несоблюдение ПДД. Но мне кажется – у нас это на генетическом уровне. Тщательно прививается еще со школьной скамьи. Большая часть водителей игнорируют правила именно из-за того, что такое поведение превратилось в своеобразный символ статуса. Школа четко давала понять: если ты главный, то можешь не бояться ни Бога, ни черта, ни советской власти. Повзрослев, видимо, вчерашние ученики считают, что обратное соотношение тоже верно, и наплевательское отношение к законам – способ самовыражения. Результат такого подхода смотрите в рубрике "Происшествия".

Есть у этой проблемы и материальная сторона. В обществе, где законопослушность стала нормой, требуется меньше государственных ресурсов на контроль над гражданами. Можно обойтись меньшим количеством милиции и различных проверяющих органов, предоставить людям больше свободы, зная, что большая их часть будет знать, как ею правильно распорядиться. А так, к сожалению, пока моральный облик наших соотечественников зачастую определяется тяжестью дубинки стоящего над ними надсмотрщика.

Альтернатива кнуту и прянику

Нашему обществу отчаянно не хватает образцов для подражания. Начинается это, естественно, с учителей, которые могут в рамках курса литературы рассказывать о принципиальных и несломленных героях произведений, а в конце урока рекламировать карьерные перспективы вступления в БРСМ. Естественно, в таком контексте любые рассказы о нравственности будут вызывать только улыбку.

Но и взрослым тоже порой нужно у кого-то перенимать нормы поведения. Особенно это заметно в сфере общественного транспорта. Он последнее время превращается в средство передвижения для тех, у кого не хватает денег на такси или собственную машину. А ведь метро и автобусы могут быть дешевым и удобным средством передвижения. Но у нас общественный транспорт попадает в ловушку низкого престижа: ниже пассажиропоток – падающая прибыль – растущие интервалы движения и устаревание подвижного состава – ко дну идет репутация. Если не удастся в ближайшее время разорвать этот порочный круг, то Минск вполне может превратиться в своеобразный аналог Стамбула или Москвы, где можно застрять в пробке даже глубоким вечером.

Можно выпускать агитационные материалы в газетах или рисовать плакаты, призывающие граждан спускаться под землю по дороге на работу. Но мне кажется, что такой подход будет бессмысленным до тех пор, пока мы не будем видеть, к примеру, мэра Минска добирающимся утром на работу в метро. А почему бы и нет? И вообще, до тех пор, пока чиновники всех рангов будут стремиться обзавестись служебным транспортом и перемещаться по городу на нем, любая агитация общества пересесть в общественный транспорт будет бессмысленна. Людям не нужны нравоучения, им нужен конкретный пример.

Наличие образцов для подражания может дать толчок в развитии нации. Причем в идеале они должны сопровождать человека на всех этапах его развития. Начиная с учителей, которые чего-то достигли в жизни и на которых хотелось бы равняться, заканчивая высшими чиновниками, поведение которых не шло бы в разрез с озвучиваемыми ими инициативами.

По теме

Девиз "поколения Y": впечатления на всю зарплату
Бюрократия как национальная идея: чему на самом деле нас учат
Теги:
Правила дорожного движения, законодательство, Минск, Беларусь
Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik

  • Закатанные консервы отправляются в автоклав для стерилизации

    Рыбные консервы, предназначавшиеся для российского рынка, спустя несколько лет после введения Россией запрета на поставки, пытаются сбыть в Латвии.

  • Здание сейма Литвы

    Депутаты литовского Сейма предлагают расширить санкции Евросоюза против России из-за выборов в Донбассе.

  • Заседание парламента 27.09.2018

    Демократическая партия Молдовы, которой принадлежит парламентское большинство, предложила почти вполовину сократить число депутатов.

  • В кабине водителя нового автобуса

    В Языковую инспекцию Эстонии пожаловались на водителей таллиннских автобусов, которые "неподобающим" образом слушают радио.

  • Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании Astana Club

    Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ответил на десять основных вызовов Евразии, которые привели эксперты "Astana Club".

  • Реставрация памятника архитектуры Сухума – виллы Алоизи

    Как реставрируется один из главных памятников архитектуры Сухума – вилла Алоизи, и почему ремонт затянулся на семь лет - читайте в материале Sputnik.

  • Журналист за компьютером, фото из архива

    Азербайджанских журналистов проверят на знание государственного языка – Институт языкознания опубликовал основные пункты Плана мероприятий.

  • Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Беларуси Александр Лукашенко на заседании Совета глав государств-участников СНГ (28 сентября 2018). Душанбе

    Пост генсека ОДКБ остается закрепленным за Арменией, заявил и.о. первого вице-премьера республики Арарат Мирзоян.

  • Тюремное ограждение

    Греческий суд признал гражданина Грузии виновным в незаконном перевозе нелегальных мигрантов и приговорил к 290 годам тюрьмы.

  • Электрик. Архивное фото

    В Кыргызстане наказали электромонтера из Таласа, который походкой ирландского бойца UFC Конора Макгрегора взбирался на столб.

  • Карта платежной системы Мир

    В Таджикистане до конца 2019 года начнут принимать российскую карту "Мир" – как ожидается, сотрудничество платежных систем укрепит валюты двух стран.

  • Шахло Ахмедова

    Узбекскую певицу лишили лицензии из-за клипа: по мнению чиновников, в видео имеются движения, не соответствующие национальному менталитету.

  • Анатолий Бибилов принимает участие в торжествах по случаю 100-летия РВВДКУ

    Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных 100-летию Рязанского училища ВДВ.

  • Закатанные консервы отправляются в автоклав для стерилизации

    Рыбные консервы, предназначавшиеся для российского рынка, спустя несколько лет после введения Россией запрета на поставки, пытаются сбыть в Латвии.

  • Здание сейма Литвы

    Депутаты литовского Сейма предлагают расширить санкции Евросоюза против России из-за выборов в Донбассе.