Белорусский сервис, или Чего приперлись!

© PexelsКлиент голосует ногами
Клиент голосует ногами - Sputnik Беларусь
Подписаться
Колумнист Sputnik Татьяна Прудинник рассуждает на темы, почему белорусский сервис такой безжалостный, передается ли хамство воздушно-капельным путем, и как исправить положение в сфере обслуживания?

Мое социальное воспитание было простое: говорить "спасибо/пожалуйста", уступать место старшим, беременным и детям, интересоваться состоянием человека, если он вдруг упал на улице. Никаких изысков, да они и не требуются. Так, вроде бы, воспитано большинство белорусов, поэтому мы, в целом, милые и полезные, хоть местами суровые ребята.

Белорусы в сапогах и купальниках: грустная метафора?

Но работников белорусской сферы обслуживания, судя по их поведению, воспитывали в глубоких партизанских лесах кусачие волки по своим звериным законам. Что-то вроде "покупатель всегда гад", "каждое "спасибо" укорачивает твою жизнь на год", "сидите, ждите — у меня своих дел полно".

Даже примеров особых приводить не надо, с хамством, нарочитой медлительностью и неоправданной заносчивостью работников ресторанов, магазинов, отелей и почтовых отделений нашей страны сталкивался каждый из читающих эти буквы.

Меня даже ностальгия охватила, когда недавно продавщица лет 60 с "вавилоном" на голове рявкнула: "Весь товар на витрине!" в ответ на просьбу подсказать, какой из белорусских льнов меньше мнется. Магазин я покинула немедленно — зачем мне этот злой белорусский лен, куплю лучше итальянский при случае, он вообще не мнется.

В попытках не тратить время на неадекватных агрессивных людей, таких старорежимных тетенек я все же понимаю. Вот проработала она всю жизнь в магазине тканей, в средоточии блата и дефицита. И привыкла к тому, что не она покупателя обхаживает, а он умоляет ее достать из-под прилавка отрез габардина на пальто. Мастодонты советской торговли, вымирающий вид.

Но почему хамством и медлительностью страдает новое поколение продавцов, официантов, почтальонов и аптекарей? Им это передалось от старожилов воздушно-капельным путем, или есть специальные ритуалы посвящения через вампирские укусы при полной луне?!

Официанты, бармены и прочие кофемейкеры — это в 90% случаев профессиональный неликвид, причем отстойность их работы никак не соотносится с уровнем и ценовой политикой заведения.

Может, пора применять телесные наказания, если люди в целой стране упрямо не хотят нормально делать работу, на которую они сами согласились и за которую им платят деньги?

Если стайка симпатичных пэтэушниц посередине рабочего дня за стойкой модной кофейни весело щебечет за шторкой, пока три клиента, заказавшие кофе "с собой", в течение 30 минут испытывают крайнее недоумение от времени, потраченного на ожидание — и больше не придут в это заведение, хотя кофе неплохой.

Если маникюрша поучающим тоном распекает вас за слишком короткие, по ее мнению, ногти, а сотрудница магазина сомнительной готовой одежды под гордым названием "бутик" томно заявляет, что туфли на плоской подошве — это так провинциально.

Белорусские продавцы-консультанты — самые робкие в мире. Если в других странах они будут нежно липнуть к тебе с предложениями помочь и подсказать, то на родине они предпочитают потеряться среди холодильников настолько прочно, что тебе придется побегать, чтобы выковырять из засады хоть одного социофоба. Если понадобится что-то спросить или купить — честно, проще загуглить, чем смотреть, как он нервно листает инструкцию, потому что знает про соковыжималку столько же, сколько и вы.

А если нервы у вас не выдерживают, и вы решаете бороться с плохим обслуживанием и хамством посредством жалобной книги, то в ответ получите не "сорри, мы будем работать над собой", а "мы провели проверку, все наши посудомойки в роли случайных свидетелей подтвердили, что вы сам дурак, а мы самые замечательные".

Дома, со своими родными и друзьями, все эти странные представители сферы обслуживания вовсе не такие уж злобные и бесполезные. Но почему-то у белорусов принято делить существование на "дом" и "работу". И вот работа — это что-то такое чужеродное, дядино, ненастоящее, это жизнью не считается, поэтому можно делать все "на отвяжись".

Идея о том, что эту огромную часть своей жизни можно превратить во что-то приятное и для вас и для ваших клиентов, представителям отечественного сервиса в голову не приходит. Это во всяких Италиях и Испаниях продавец за три минуты превратится в вашего лучшего друга и сделает это совершенно искренне, а не потому, что хочет вам что-то продать. Он просто живет — и на работе тоже. Представьте, ему интересны новые люди, он рад с ними пообщаться, сделать интереснее свой и их день. И если официант что-то забыл или испортил — он расстроится больше вас, придет и скажет "Ребята, блин, простите, забегался" и не включит в счет десерт. И все, никаких нервов, испорченного ужина или выяснения отношений.

Надежда пока только на грустных, усталых женщин 30-40 лет, которые часто встречаются за кассами продуктовых магазинов и совсем не на автомате говорят и "здравствуйте", и "спасибо!", больше удивляясь тому, что это ты решила их поприветствовать и поблагодарить… Публика у нас тоже та еще хамская бывает, но клиентам, по крайней мере, не платят за то, чтобы они не хамили.

Можно долго говорить про престижность работы, отсутствие школы обслуживающего персонала и наличии мотивации, что сфера обслуживания — часто временная работа, поэтому усилий к ней не прилагают. Все это ерунда. Проблема в том, что тысячи людей выбирают быть кем-то временным и ненастоящим большую часть своего сознательного бодрствования и ненавидят свою работу, клиентов, начальство, самих себя. Вместо того чтобы радоваться жизни, которую они сами себе выбрали, и не портить ее людям, которые пользуются их услугами. 

Лента новостей
0