Транспортное кольцо вокруг белорусской столицы построили 60 лет назад – в 1963 году. К концу 1990-х дорога перестала справляться с возросшей нагрузкой (на тот момент пиковым значением считалось 16-18 тысяч машин в сутки), поэтому было решено провести масштабную реконструкцию.
Ремонт провели в рекордно сжатые сроки – с августа 2001-го по ноябрь 2002-го (хотя изначально на реконструкцию закладывалось пять лет). Дорога протяженностью более 56 км получила первую категорию, шесть полос движения (три на внешнем и три на внутреннем кольце) и расчетную скорость 100 км/ч. Магистраль, получившая обозначение М9, долгие годы отвечала всем требованиям и стандартам.
Но Минск рос, строился и развивался – интенсивность движения на МКАД тоже увеличивалась. Соответствует ли сегодня кольцевая всем требованиям столицы, нужна ли новая реконструкция и какие меры планируют принимать для борьбы с пробками в часы пик, узнал Sputnik.
Тысячи машин в сутки
В 2006 году пиковая интенсивность на столичной кольцевой достигала 50 тысяч машин в сутки, сейчас, спустя почти 20 лет, – 85-90 тысяч за 12 дневных часов (с 7 утра до 19 вечера). В утренние часы пик плотность транспортного потока достигает 8,3 тысячи машин.
Пешеходный мост через МКАД
© Sputnik / Виктор Толочко
Как показывает мониторинг, самый проблемный участок МКАД – ее южная часть от проспекта Дзержинского до Партизанского, где в основном отсутствуют полосы разгона и торможения. В этом районе даже незначительная авария за короткое время может фактически парализовать движение.
МКАД
© Sputnik / Виктор Толочко
"Также существенно влияет здесь на поток наличие промзоны "Колядичи" и отсутствие коротких дорожных коммуникаций между Заводским и Ленинским районами, Ленинским и Октябрьским, Октябрьским и Московским", - отметил заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Денис Ливанович.
Поднимут скорость, но не скоро
Проектная расчетная скорость движения на минской кольцевой составляет 100 км/ч, однако сейчас она ограничена 90 км/ч.
"По факту сегодня есть отрезки, на которых комфортно и безопасно ехать намного больше, а есть зоны, где и 90 км/ч – уже небезопасно. Это участки, где инфраструктура несовершенна и не соответствует нормативным требованиям", - подчеркнул замначальника столичной Госавтоинспекции.
В данном случае речь об участках, где переходно-скоростные полосы не соответствуют нормативной длине или ширине, а также где вовсе нет полос разгона и торможения, как, например, на развязке МКАД-Промышленная.
"Таких участков, где есть проблемы с переходно-скоростными полосами, около двадцати. Составлен план мероприятий по их реализации в ближайшей перспективе", - пояснил собеседник.
По его словам, повышать скоростной режим на МКАД до 120 км/ч не планируется до поры, пока на магистрали не устранят все замечания по инфраструктуре, а также пока не появится система контроля инцидентов и управления дорожным движением.
"Умная" дорога
В данный момент система находится на стадии разработки, уже готов техпаспорт для разработки технического проекта программного обеспечения.
"Параллельно в рамках инвестиционной программы будет реализовываться инфраструктура в части установки табло переменной информации, средств детектирования и так далее", - рассказал Ливанович.
Концепция "умной дороги" представляет собой ПО центрального уровня, которое будет интегрировано в существующую автоматизированную систему управления дорожным движением города Минска. Основная задача этой программы – идентификация инцидентов, возникающих на МКАД (в том числе выявление заторов), информирование водителей и перераспределение транспортных потоков.
"Система будет информировать участников дорожного движения о том, что впереди произошел какой-то инцидент, и нужно двигаться с меньшей скоростью или выбрать другой маршрут", - пояснил заместитель начальника УГАИ.
Для реализации системы установят большое количество радиолокационных и Bluetooth-детекторов. Они будут считывать существующую ситуацию на дороге, а алгоритмы искусственного интеллекта спрогнозируют, какой она будет через определенный промежуток времени.
Радар на МКАД
© Sputnik / Виктор Толочко
Замначальника ГАИ Минска отметил, что до конца 2024 года планируется утвердить паспорт цифровизации Минской кольцевой автомобильной дороги. По его словам, в скором времени ИИ поможет предотвращать пробки не только на МКАД, но и на других магистралях.
"Что-то наподобие этого уже работает с применением детекторов транспорта на некоторых магистралях города – противозаторовые алгоритмы системы координированного управления. Это не искусственный интеллект и нейронные сети, а обычный алгоритм-самоучитель. Зная какие-то характерные точки участка, дату, время года, он может заранее прогнозировать, какие могут быть осложнения на дороге и предпринимать меры по управлению движением", - объяснил Ливанович.
Расширение МКАД возможно
МКАД-2, которую открыли в 2015 году, немного разгрузила первую кольцевую (прежде всего, от грузового потока), но не решила проблему кардинально.
Машины на МКАД
© Sputnik / Виктор Толочко
В столичном управлении ГАИ уверяют: чтобы еще больше разгрузить МКАД, в ближайшей перспективе внимание уделят дорожной корреспонденции между районами Минска внутри города – дабы исключить необходимость выезда на кольцевую.
"По статистике, средняя протяженность проезда по МКАД участниками дорожного движения составляет 6-7 километров. То есть это проезд между развязками, с одного района в другой и так далее", - привел цифры Ливанович.
Он считает, что исключить лишнюю необходимость выезда на МКАД поможет третье транспортное кольцо, разговоры о котором недавно велись в столичной мэрии.
Согласно проекту детального планирования города, предполагается, что маршрут кольца проляжет через спальные и промышленные районы Минска. В некоторых местах в него могут включить уже действующие улицы, а в некоторых придется прокладывать новые дороги. Как ранее заявляли в "Гордорстрое", третье кольцо может появиться к 2030 году.
Машина с прицепом
© Sputnik / Виктор Толочко
Как рассказал Ливанович, соединить улицы планируется в пяти точках: Ратомская – Колесникова, Корженевского – Чюрлениса (через железную дорогу), Серова – Пташука, Малинина – Монюшко (через реку Лошица).
Кроме того, в 2025 году начнется строительство дороги, которая свяжет улицу Бабушкина и промышленный узел "Колядичи" с МКАД-2. Это исключит необходимость выезда грузовиков на первую кольцевую.
"Предполагается, что таким образом нагрузка на самый загруженный участок Минской кольцевой дороги снизится за счет перераспределения грузовых потоков", - пояснил замначальника столичного управления ГАИ.
На недавнем совещании в Мингорисполкоме все заинтересованные организации, вовлеченные в работу МКАД, – коммунальные, строительные, районные администрации – рассматривали совершенствование организации дорожного движения на МКАД с целью увеличения пропускной способности. Один из предлагаемых вариантов – расширение до четырех полос.
Машины на МКАД
© Sputnik / Виктор Толочко
"В долгосрочной перспективе увеличение пропускной способности с существующими темпами роста интенсивности движения, естественно, будут реализовываться путем принятия дополнительных инфраструктурных мер. На мой взгляд – это перспектива 5-10 лет – это расширение МКАД. Нужно уже сейчас проектировать и закладывать большую ширину при капремонте мостов и путепроводов", - отмечает Ливанович.
Эксперименты на МКАД
В сентябре на одном из участков МКАД нанесли экспериментальную разметку.
Это серия стрелок, которая образует букву "Λ". Ожидается, что это поможет водителям лучше ориентироваться в дорожной обстановке и оценивать дистанцию до машин, едущих впереди.
Новая разметка на МКАД
© Photo : Telegram / УГАИ ГУВД Мингорисполкома
"Пока рано говорить о том, оправдал ли себя этот эксперимент. Нужно собрать массив данных за определенный промежуток времени (например, за полгода), сравнить количество ДТП с нарушением дистанции на участке и тому подобное", - рассуждает он.
Что касается совершенствования Минской кольцевой в самой что ни на есть ближайшей перспективе, то ГАИ продолжит внедрять современную систему маршрутного ориентирования и обновлять боковые информационные указатели.
"До конца этого года на МКАД появится порядка 30 знаков, еще 20 – в начале следующего года. И уже практически вся система маршрутного ориентирования на Минской кольцевой автомобильной дороге будет работать по-новому", - резюмировал Ливанович.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!