Даже самая надежная машина не вечна, и на СТО периодически нужно загонять не только легковушку. Для обслуживания таких гигантских машин, как БЕЛАЗ, замены деталей или восстановления старых комплектующих необходим почти завод, только ремонтный. Корреспондент Sputnik побывал на таком объекте.
Почти Жодино
Самый крупный в мире центр для обслуживания карьерных самосвалов БЕЛАЗ находится далеко за Уралом, примерно посередине угольного региона Кузбасса – Кемеровской области, у поселка городского типа Грамотеино.
Особенность области в том, что по площади она одна из самых небольших за Уралом, а по плотности населения – наоборот. В регионе много городов, шахт и открытых разработок полезных ископаемых, развитая промышленность.
"Мы находимся в геометрическом центре Кузбасса. Отсюда равное расстояния как до Кемерова, так и до второго крупного города области – Новокузнецка. Вокруг нас находятся основные угольные предприятия, которые используют технику БЕЛАЗ", – объясняет директор по ремонту ООО "Б-24" (официальный представить ОАО "БЕЛАЗ" в Кузбассе – Sputnik) Сергей Пешков.
Для владельцев техники центр расположен удобно, а вот от белорусского завода – очень далеко. Несмотря на это, контакт с белорусами налажен хорошо, и кузбасский центр даже визуально очень похож на предприятие в Жодино.
Мультибренд
Центр работает с 2020 года, а с недавнего времени его сделали мультибрендовым. То есть открыли участок для обслуживания другой белорусской техники, в том числе автомобилей МАЗ, тракторов МТЗ и комбайнов "Гомсельмаш".
Создали и мобильный сервис. Это автомобиль, который снабжен всем необходимым оборудованием, чтобы проводить ремонт в любой точке Кузбасса.
Сначала это был сервисный центр БЕЛАЗ, а теперь – "мультибренд"
© АО "Торговый дом "БЕЛАЗ"
Работа центра идет успешно, и в следующем году планируют открыть новый корпус. Относительно недалеко расположены представительства машиностроительных корпораций недружественных стран. Нельзя сказать, что работы там полностью прекращены, но такого оживления, как вокруг белорусского, там и близко нет.
В центре БЕЛАЗ работают специалисты из разных городов Кузбасса. Их привозят сюда на служебном транспорте со всего региона.
Полная загрузка
Заходим в ремонтный корпус и будто попадаем в жодинский цех. Установлены такие же мостовые краны, которые производят в Слуцке на одном из заводов "БЕЛАЗ-Холдинг".
Самый крупный в мире центр по ремонту и обслуживанию машин БЕЛАЗ
© Sputnik / Василий Малашенков
"Мы используем оборудование, созданное на заводе БЕЛАЗ для ремонта узлов и агрегатов… Например, это стенд для постремонтной диагностики подвесок. Он позволил практически исключить постгарантийный возврат подвесок", – рассказывает Пешков.
Стенд для диагностики подвесок, сделанный на БЕЛАЗ
© Sputnik / Василий Малашенков
Работы хватает, в цехах загружены почти все станки. Здесь очень много сложного оборудования для восстановления узлов и деталей. Используются точные станки с программным управлением.
Здесь ремонтируют двигатели внутреннего сгорания, электрооборудование, гидравлику и другие механизмы.
В сервисном центре используют фирменное масло БЕЛАЗ, которое создано в сотрудничестве с российской компанией "Газпром нефть"
© Sputnik / Василий Малашенков
Что продают
Кроме ремонта, занимаются и продажами. У центра на улице выстроены образцы машин МАЗ, Гомсельмаш, МТЗ и других белорусских компаний. Есть и самосвалы, и "вахтовки", тракторы и комбайны для сельского хозяйства.
В угольном регионе продается и техника для аграриев
© Sputnik / Василий Малашенков
Кузбасс нельзя назвать аграрным регионом, особенно если сравнить с соседним Алтайским краем. И все же в области есть что убирать. Например, в 2022 году был поставлен рекорд – свыше 1,7 миллиона тонн зерна. В другие годы урожай – около 1,2–1,3 миллиона тонн. Это в несколько раз меньше, чем в какой-либо из областей Беларуси, но все равно большой объем, для которого нужна техника.
В области пока еще продаются комбайны западных производителей, но из-за санкций их все меньше. Появляются китайские машины. С ними нужно конкурировать по цене, качеству и сервису. Последнее обеспечивает мультибрендовый центр. В этом его основной смысл.
Похожая ситуация не только с аграрной, но и спецтехникой. Кстати, белорусский производитель предлагает сибирякам неплохие тракторы для работы в лесистой местности. У машин увеличенные колеса, защита днища и кабины.
Белорусский трактор, специально адаптированный для работы в тайге
© Sputnik / Василий Малашенков
Мультибрендовый центр удобен и тем, что можно купить все запчасти. Заводы-изготовители даже специально обращаются сюда, чтобы их комплектующие продавали именно здесь.
Качество
"Такой центр позволяет нам быть с покупателями техники в очень коротком диалоге. Мы уверены, что открытие мультибрендовых центров в регионах позволит создать в одном месте центр компетенций. Там можно приобрести, обслужить и получить консультацию", – считает генеральный директор "Б-24" Денис Дудинец.
Топ-менеджер отметил, что качество техники из Беларуси значительно улучшается, модели модернизируются.
"Вахтовка" – очень популярный вариант автомобиля для угольных разрезов и для доставки персонала в труднодоступные районы
© Sputnik / Василий Малашенков
"Это не только интересный и инновационный продукт, но и более целесообразный экономически. Он лучше знаком техническому персоналу, чем, допустим, техника из каких-то третьих стран. Так исторически сложилось, что Беларусь и Россия давно сотрудничают. У нас Союзное государство, и в первую очередь потребители выбирают технику, которая имеет отношение к нашей давней дружной истории взаимодействия", – резюмировал глава компании.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!