Белаэронавигация: в сутки через Беларусь пролетает более 100 самолетов

Белорусская гражданская авиация переживает непростые времена. Сперва по организации воздушного движения ударил коронавирус, затем санкции. Но, несмотря на все это, полеты не прекратились.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В 2019-м через нашу страну ежесуточно пролетало до 1300 самолетов разных авиакомпаний мира. Фактически Беларусь была окном в Европу для авиаперевозчиков стран Востока и являлась воздушными воротами между Россией и Евросоюзом. С тех пор количество бортов, которые обслуживают белорусские авиадиспетчеры, сократилось в разы.
Какой сейчас трафик самолетов в воздушном пространстве Беларуси, используют ли мировые авиакомпании нашу территорию для транзита и как обеспечивается безопасность в небе над республикой, узнали корреспонденты Sputnik.
Белаэронавигация. Минский центр управления воздушным движением

Трафик уже не тот

Более двух лет западные авиакомпании летают в обход Беларуси. Основной трафик приносят российские перевозчики, прежде всего "Аэрофлот": в последнее время количество рейсов из РФ в республику увеличилось до рекордных значений. Однако в целом воздушное движение в белорусском небе не такое интенсивное, как было еще четыре года назад.
Заместитель начальника Минского аэродромного диспетчерского центра Андрей Наливайко
"Через Беларусь совершается чуть более 100 полетов в сутки – 120-130. Но это цифра не постоянная. Середина недели всегда проседает, а в выходные дни и праздники число рейсов увеличивается, в том числе за счет чартерных", – вводит в курс дела заместитель начальника Минского аэродромного диспетчерского центра Андрей Наливайко.
Ближе к лету на радарах появляется еще больше самолетов: активизируются чартеры, открываются новые регулярные маршруты. Половина бортов, использующих белорусское небо, транзитные. Среди них – китайские, индийские, турецкие, узбекские и другие авиакомпании.
К слову, транзит – основная статья, на которой зарабатывает "Белаэронавигация". От точки входа в наше воздушное пространство до точки выхода из него лайнеры сопровождают диспетчеры Минского центра управления воздушным движением.

Безопасность превыше всего

Наблюдение за движением в белорусском воздушном пространстве ведется круглые сутки из Сокола – минского микрорайона-эксклава. В мае 2021-го аккурат перед первой волной санкций здесь открылся новый центр управления воздушным движением, который входит в структуру "Белаэронавигации". Именно отсюда контролируют передвижения всех летательных аппаратов над страной.
Работники центра уверяют: санкции не повлияли на безопасность полетов. Это не сложное технологическое оборудование, которое необходимо импортозамещать – безопасность в воздухе четко регулируется международными стандартами.
Тренажерный комплекс для диспетчеров в Минском центре управления воздушным движением
"Мы обслуживаем международную авиацию, выполняем международные стандарты аэронавигационного обслуживания. У нас такой же стандарт безопасности, как на Востоке и на Западе. Он единый для всех стран. Мы как люди, отвечающие за безопасность в воздухе, обеспечиваем ее в полном объеме, и для нас не принципиально – будет один или 150 самолетов", – поясняет Наливайко.
По его словам, сотрудники центра готовы буквально по щелчку пальцев приступить к полноценной работе, если трафик воздушных судов будет увеличен до предела. Но политика сильнее: по независящим от белорусской стороны причинам сделать это пока не представляется возможным.

Синтез и Морли

Безопасность в воздухе зависит не только от людей, но и от оборудования. В белорусской аэронавигации используются преимущественно отечественные технологии, но есть также и западный инструментарий. Из-за санкционной политики в обслуживании некоторого имеющегося оборудования было отказано. Однако наши специалисты справляются своими силами: что-то обслуживается планово и поддерживается в технически исправном состоянии, что-то меняется на белорусское.
Программное обеспечение, которое в своей работе используют диспетчеры, – российское и белорусское. Автоматизированная система управления воздушным движением "Синтез АР-2" – основная, а произведенная в Беларуси "МОРЛИ" (модуль обработки радиолокационной информации) – резервная.
"Российской системой пользуемся с 2005 года, она зарекомендовала себя очень хорошо. Когда увеличился воздушный трафик, возник вопрос возможного отказа и нужен был резерв. Иметь основную и запасную системы – мировая практика", – отмечает замначальника Минского аэродромного диспетчерского центра.
В 2021 году при переезде в новый центр УВД основная система была переработана и обновлена. Резервная работает в паре с основным ПО в режиме 24/7. Перейти с одной на другую можно в процессе работы нажатием буквально двух клавиш. Все системы диспетчерского пункта, в том числе и радиосвязь, многократно защищены от поломок – есть резервные радиочастоты, радиопередатчики и источники питания.

Проверка на классность

Свои навыки и умения авиадиспетчеры поддерживают на специальных тренажерах. В центре управления воздушным движением есть большой тренажерный комплекс – с его помощью в режиме реального времени можно отрабатывать связь с экипажем, алгоритм действий в аварийной ситуации, моделировать различные метеоусловия (гроза, снег, дождь, туман, день, ночь и так далее).
Тренажерный комплекс для диспетчеров в Минском центре управления воздушным движением
Квалификацию поднимают не только стажеры, но и действующие диспетчеры центра. Специалисты 1-го и 2-го классов проверяются раз в полгода, 3-го класса – каждые три месяца. Особое внимание – знанию английского языка: оно должно быть не ниже 4-го уровня по шкале ИКАО, что соответствует международным требованиям.
Диспетчер-инструктор управления воздушным движением Минского районного диспетчерского центра Дмитрий Дорожинский рассказывает, что существуют две категории авиадиспетчеров: диспетчер радиолокационного управления и диспетчер процедурного контроля. Первый занимается непосредственно управлением, он погружен в связь и наблюдение. Второй анализирует ситуацию: в случае пересекающихся курсов подсказывает маневры обхода.
Диспетчер-инструктор управления воздушным движением Минского районного диспетчерского центра Дмитрий Дорожинский
"Оба диспетчера задействуются при наличии более шести бортов на связи одномоментно. В условиях неинтенсивного движения один диспетчер может совмещать функции другого и наоборот", – говорит собеседник.
Для работы диспетчеру необходимо вникать в огромное количество информации: текущая и заданная высота борта, скорость, направление ветра, путевые точки, метеосводка и так далее. Диспетчерская смена длится 12 часов (с 9:00 до 21:00 и с 21:00 до 9:00), каждые два часа те, кто постоянно следит за воздушным движением, обязаны делать перерыв.

На случай ЧП

Помимо аэронавигационной инфраструктуры, в Соколе размещается координационный центр поиска и спасания на случай любого авиационного ЧП. Его функция – передавать сигналы бедствия спасателям.
Оборудование в координационном центре поиска и спасания
"Сигнал поступает из нескольких направлений – от международной спутниковой поисково-спасательной системы Коспас-Сарсат, диспетчеров управления воздушным движением или очевидцев. Мы организуем поиск и спасание: информируем поисково-спасательные силы – МЧС и Минобороны. Они высылают поисковый вертолет и обеспечивают помощь", – объясняет инженер центра Виктор Глобаж.
Инженер центра Виктор Глобаж
На каждом воздушном судне установлено не менее двух аварийных радиомаяков, чтобы в случае ЧП можно было определить точные координаты терпящего бедствия самолета или вертолета. Аварийные радиомаяки защищены особым образом и, как "черные ящики", устойчивы к любым катастрофам.
Недавний случай – три самолета малой авиации разбрасывали приманки с вакцинами от бешенства для диких животных в Полоцком районе. В какой-то момент на одном из судов отказал двигатель, самолет приземлился в болото. Экипаж – два человека – вылез на крыло и ждал помощи спасателей. Сигнал бедствия был принят координационным центром поиска и спасения и ретранслирован Минобороны. В результате проведенной слаженной операции экипаж был спасен.
Зал управления воздушным движением
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!