Группа волонтеров под руководством Николая Гаврилова уже много лет возит гуманитарную помощь для жителей Донбасса. Каждый месяц белорусы собирают груз и отправляются в нелегкий и опасный путь для того, чтобы помочь мирным гражданам, живущим под постоянными обстрелами.
Опасная дорога
Волонтеры выезжают из Минска ранним утром – впереди более тысячи километров, часть пути будет проходить в непосредственной близости от зоны боестолкновения. Периодически Гаврилову звонят и пишут люди из Донбасса, рассказывают об обстановке, интересуются, скоро ли белорусы приедут.
Ближе к вечеру группа подъезжает к первому опасному участку – на выезде из Брянской области в Курскую волонтерам предстоит проехать боле 100 километров вплотную к украинской границе (меньше километра). Место опасное: здесь диверсионно-разведывательные группы ВСУ пытаются заходить на территорию России.
То и дело вдоль дороги мелькают указатели, сколько километров осталось до украинских городов. Автомобилей немного, водители стараются не рисковать, лишь самые отчаянные решаются на такой путь. Белорусы выбрали этот маршрут по одной причине – он короче и позволяет сэкономить часов пять. Время – ключевой ресурс в тщательно распланированной поездке.
В один из моментов из машины виднеется надпись: "Граница". Водитель Роман старается проскочить дорогу с максимальной скоростью. То и дело звучат шутки про то, что ВСУ пожалеют "умный" снаряд на такую неперспективную цель.
Первая остановка на ночевку у белорусов – в Белгороде. На следующий день волонтеры проехали многострадальное российское Шебекино, которое регулярно пытаются обстреливать украинские националисты.
© Sputnik / Александр Жибуль
Шебекино – поселок немаленький, подъезжая к его окраинам становятся видны следы разрушений: выбитые стекла, разрушенные фасады зданий. Местные власти стараются оперативно устранять последствия, который принес киевский режим на русскую землю.
Ближе к ЛНР на дороге постоянно встречаются машины с буквами V и Z, танки, самоходные установки. В небе летают вертолеты. Пункт пропуска "Ровеньки" проезжаем быстро – очередей нет.
По дороге до Донецка – блокпосты, военные удивляются белорусским паспортам, спрашивают цель поездки и желают удачи.
Симфония Донбасса
Через пару часов белорусы уже в Донецке – городе, который уже девять лет для ВСУ является непреодолимой крепостью. Нарицательным названием словам "мужество" и "стойкость". Ситуация за последние месяцы здесь не сильно улучшилась.
Город постоянно обстреливают ВСУ. На улицах в центре, несмотря на хорошую погоду, почти нет людей – опасно. Слышна работа артиллерии: симфония Донбасса (так называют местные жители постоянные звуки стрельбы), она "играет" здесь сутками напролет.
© Sputnik / Александр Жибуль
Жизнь в Донецке похожа на лотерею: никогда не знаешь, когда не повезет. Местные стараются об этом не думать – за долгие годы устали бояться и переживать. Тем не менее напряжение выливается в разгоряченные споры на улице, в кругу друзей. Без агрессии, но каждая сторона пытается доказать свою правоту. В итоге звучит: "Зачем мы спорим?", и обсуждение вновь начинается по кругу.
На вопрос, как они так реагируют на происходящее, отвечают просто – живем одним днем. "Никогда не знаешь, что будет завтра, поэтому и стараемся гнать от себя дурные мысли", – говорит одна из местных жительниц.
Дончане неохотно общаются на камеру, но зато совершенно иначе раскрываются при разговоре тет-а-тет. Какова ситуация в регионе, почему жители не уезжают – вопросы, которые уже набили оскомину жителям Донбасса, приезжие задают их часто. Но они рассказывают о своей реальности, мировосприятии.
Обстановка в Донецке
Местным приходится тяжело: в некоторых районах Донецка по-прежнему воду дают раз в два дня на пару часов, постоянный стресс, многие школы переведены на дистанционное обучение.
Но люди даже в таких условиях не отчаиваются, они верят в победу и мирную жизнь. Они стараются без нужды не выходить на улицу, некоторые переезжают из центральных районов в чуть более спокойные.
© Sputnik / Александр Жибуль
Местный житель Константин работает в одном из заведений общепита. Он и рассказывает о ситуации в регионе.
"Донецк, скорее, выживает сейчас, с водой напряженка: то есть, то нет. Постоянная бомбежка, стрессы. У меня ребенку два года, из-за постоянных прилетов "под дом" пришлось из центра выехать в другой район", – говорит он.
На самый популярный вопрос, почему не покинул Донбасс, отвечает моментально.
"Жить хочется на родине, я здесь родился и вырос. Люблю свой город, не хочу его бросать. Да, страшно, но будем бороться. Бог видит все, будут они (ВСУ – Sputnik) за свои поступки гореть в аду. У нас своя судьба. Люди решили, что они не хотят жить с Украиной", – добавляет мужчина.
Администрация Донецка обложена мешками с песком, с обратной стороны видны следы повреждений. Местные говорят, что прилетела ракета HIMARS. Были серьезные разрушения, которые ликвидируют по сей день.
© Sputnik / Александр Жибуль
Прямо за зданием – красивый парк с местной достопримечательностью –кованными фигурами. Не пощадили осколки украинских ракет и снарядов и их. Кое-где на металле виднеются следы повреждений. Фигуры делали местные умельцы из разных регионов к Евро-2012.
© Sputnik / Александр Жибуль
О дружбе
Во время поездки с белорусской волонтерской группой корреспонденту Sputnik удалось пообщаться со многими людьми. У каждого своя история, зачастую, к сожалению, трагичная. Тем не менее, несмотря на трудности, люди помогают друг другу, поддерживают. Например, 26-лений Андрей, родившийся в Макеевке. Он охотно обсуждает "гражданку", жизнь в Донбассе, но меняется в лице, когда речь заходит о боевых действиях.
С 2018 года Андрей отправился служить в армию вопреки желанию матери. Она хотела другого будущего для сына. Но он пошел, потому как товарищи, с кем вчера гонял мяч во дворе, встали на защиту своего дома.
"Мама была против, но что поделать, у меня свой выбор. Мы с парнями вместе росли, играли в футбол, вместе и ушли на фронт", – рассказывает он.
Сейчас Андрей состоит в расчете РСЗО "Град", артиллеристы действуют на различных направлениях: марьинское, авдеевское, угледарское. Порой работать бойцу приходится прямо в зоне действия стрелкового оружия.
"Был случай, мы "пакет" отправляем, а через поля "стрелковка" слышна, бой идет. До противника – рукой подать", – уточняет мужчина.
Он признается: и страшно бывает, и тяжело, но пока Донбасс под ударами националистов, расслабляться рано.
Его друг Алексей – фельдшер. Он ушел на фронт, как только началась специальная военная операция РФ, потому что понимал – там нужна помощь. А своему товарищу Андрею отдал все медпрепараты, которые у него были.
© Sputnik / Александр Жибуль
Сейчас парни встретились спустя долгое время, они обсуждают общих знакомых, вспоминают девушек, но так или иначе возвращаются к теме боевых действий. В Донбассе все разговоры так или иначе сводятся к обстрелам, раненым и погибшим.
Белорусская группа Николая Гаврилова за время поездки посетила фронтовые приходы Донбасса, где не гаснет свеча веры. Волонтеры помогли многодетным семьям и прифронтовым поселкам возле Донецка.
Кроме того, корреспондент Sputnik пообщался с военным РФ "Макеем", который сейчас освобождает Авдеевку. А мэр обстреливаемой Ясиноватой работает в сложнейших условиях, несмотря на покушения.
В Донбасс отправился и американец Рассел Бентли, приехавший сюда в 2014 году, женился и остался жить. В Донецке прививает любовь к чтению молодой библиотекарь Никита Олендарь.
Все люди разные, но их объединяет любовь к Донбассу, вера в победу и мир.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!