Белорусы, отправляясь на работу в европейские страны, надеются значительно улучшить свое финансовое положение. Но далеко не всегда все идет по плану.
Житель Борисова, 27-летний Давид рассказал корреспонденту Sputnik Екатерине Воробьевой о подводных камнях трудоустройства за рубежом.
По совету товарища
Давид рос в семье, где не было излишеств, а порой и вовсе приходилось жить достаточно скромно. После окончания школы у парня обострилось желание быть независимым и хорошо зарабатывать.
Сперва Давид отслужил в армии, а затем поступил в столичный университет на факультет физического воспитания – ему всегда нравился спорт, и он мечтал быть фитнес-тренером. Как таковой студенческой жизни молодой человек не вкусил: пришлось работать, так как нужно было оплачивать учебу.
Со временем у парня начались проблемы со здоровьем и из-за этого он бросил работу, а впоследствии и университет (не было денег на его оплату. – Sputnik). В Беларуси перспектив для себя Давид не видел и поэтому решил попытать счастья в другой стране. Выбрать Польшу ему порекомендовал армейский товарищ, который к тому времени уже несколько раз ездил туда на заработки.
Месяц просидели без работы
Впервые Давид поехал в Польшу летом 2020 года. Вместе с приятелями добрался до небольшого города Голдап. Однако они попали в неудачное время – в стране бушевал коронавирус. Поэтому белорусы почти месяц просидели без работы. После карантина они посмотрели свое место работы – предприятие, которое специализируется на производстве тележек из различных металлических частей, и поняли, что нужно искать что-то другое.
"Мы ни дня не проработали там, потому что производство оказалось очень вредным, в цехах было слишком много железной пыли. Вместе с приятелями также прошлись по нашему общежитию и поспрашивали отзывы у работников завода. Многие признались, что за месяц поубивали свои легкие. В общем, мы решили не рисковать", – рассказал Давид.
Других вариантов в Голдапе с более-менее нормальной зарплатой молодые люди не смогли найти и поэтому поехали в более крупный город.
Подъем в 4:30
В Белостоке с работой было попроще, и приятели трудоустроились на завод, выпускающий мелкую бытовую технику.
Давид попал на линию, которая производит пластмассовые электрощитки. Его задача заключалась в том, чтобы собирать их в готовые изделия и складывать в коробки.
На заводе в Белостоке
© Photo : из личного архива Давида
"Каждый день была определенная норма. Мы зачастую делали ее гораздо раньше, чем заканчивался рабочий день. Никто не заставлял работать больше или идти кому-то помогать – все равно за это не заплатят. Но и уйти мы раньше не могли: обязательно должны были присутствовать на рабочем месте 8 часов", – вспоминает Давид.
Первая смена начиналась в 6:00 и заканчивалась в 14:00, а вторая длилась с 14:00 до 22:00. По словам собеседника, график – единственный минус этого предприятия.
"Когда нужно было к 6:00 на работу, я поднимался в 4:00 – 4:30. От моего общежития до завода – 40 минут пешком. В такую рань кроме своих двоих ты ни на чем туда не доберешься", – улыбается Давид и добавляет: "Со второй сменой тоже возникали неудобства, так как раньше 12 ночи я не ложился спать".
На заводе в Белостоке
© Photo : из личного архива Давида
В месяц белорус получал 2500 – 3000 злотых (по нынешнему курсу это около 1900 – 2300 белорусских рублей – Sputnik). Из них около 300 – 350 злотых высчитывали за общежитие.
"На тот момент мне хватало денег, так как цены были другими, курс был более щадящий. Доллар был не 3 рубля, а где-то около двух. При этом в магазине продукты были дешевле. Однако я особо ничего не смог накопить: почувствовал вкус денег и просто тратил их на повседневные нужды", – подчеркнул собеседник.
В декабре 2020-го у Давида заканчивался срок рабочей визы. К тому времени на заводе начались перебои со сбытом продукции и работников по несколько дней в неделю отправляли за свой счет. Смысла оставаться уже не было, и Давид вернулся в Беларусь.
На заводе в Белостоке
© Photo : из личного архива Давида
В Чехии лучше?
Работа "в ноль" не отбила у Давида желание попробовать снова поехать на заработки. На этот раз белорус выбрал другую страну – Чехию – и отправился туда один, без приятелей. Трудоустройство заняло три месяца, на такой же срок ему выдали рабочую визу.
В чешском городе Пльзень Давид работал монтажером на заводе по производству кондиционеров. В целом парня все устраивало, и он даже планировал снова туда приехать на заработки, но введенные санкции не позволили этим планам осуществиться.
"Фирма, от которой я ездил, перестала работать с Чехией. Не найдя в Беларуси нормального варианта, решил опять поехать в Польшу. На этот раз сделал годовую визу, но проработал гораздо меньше", – рассказал борисовчанин.
Вышел в ноль
Кем Давид только не был за это время в Польше: комплектовщиком, грузчиком, конструктором, рабочим по укладке кабеля. Везде нужно было выполнять тяжелую физическую работу, иногда выходить в ночную смену, только вот платили за это не столько, сколько хотелось парню.
"Я в 2020 году в среднем зарабатывал 14,5 злотого за час, а в 2022-м – 15,5. Это копеечные ставки, учитывая, что за 2 года существенно изменились цены", – поделился собеседник.
Одно из мест работы – стройка, где Давид прокладывал кабели
© Photo : из личного архива Давида
На протяжении года парень кочевал с места на место, меняя не только работы, но и города. В поселке Говидлино, в 60 километрах от Гданьска, он устроился на куриный завод, где проработал только месяц. Этот опыт он называет одним из худших за все время.
"Здесь у меня не было конкретной специализации в отличие от предыдущих мест. То есть ты был, извините, везде затычкой: то разделывал курицу, то на линию ее выкладывал, то возил коробки на мойку. И при этом смены одни были 12 часов, а другие – 6. И за этот месяц я потратил почти все, что с собой привез", – отметил Давид.
Ни одного поляка
По мнению собеседника, на польский рынок труда существенно повлияла ситуация с украинскими беженцами. В 2022 году в Польше стало очень много украинцев и из-за этого резко снизилось количество вакансий.
"Сейчас в Польше нет нормальных вакансий ни для белорусов, ни для украинцев. Но я это говорю о рабочих специальностях, как со специалистами – не знаю", – говорит борисовчанин.
Кроме выходцев из Украины, рабочие места занимают приезжие из Юго-Восточной Азии.
В 2023-м борисовчанин работал на предприятии, занимающемся изготовлением деревянной мебели
© Photo : из личного архива Давида
"Когда я работал на стройке, где мы прокладывали кабели, там было огромное разнообразие национальностей. Я несколько раз даже думал: "А я точно в Польше?". Потому что на самой стройке не было ни одного поляка. Зато были афроамериканцы, индонезийцы, филиппинцы, индусы, украинцы. Индусы были форманами, это то же самое, что бригадир. Они ходили в белых касках и раздавали указания", – рассказал молодой человек.
Последняя капля
С весны 2023-го Давид работал на предприятии в городе Лешно, занимающемся изготовлением деревянной мебели, в том числе для крупных мировых брендов.
Белоруса оформляли на работу украинцы. По его словам, на этом заводе их работает немало, многие – на руководящих позициях. Обучал работе Давида тоже украинец.
Несмотря на то что предприятие считается достаточно крупным, у него возникли проблемы со сбытом продукции. Все это отразилось на оплате труда. Полноценную зарплату за все отработанные дни Давид получил только одну – за март. С этих денег он купил себе ноутбук. А потом начались простои и работников начали отправлять за свой счет.
"Кульминационный момент наступил в конце июня, когда завод в общей сложности на целый месяц ушел в офлайн. То есть получилось так: распустили половину персонала и часть людей две недели не работала, а просто сидела в хостеле за свой счет. Другие, в числе которых был я, работали две недели в первую смену. Потом наступила наша очередь отдыхать. Чтобы не сидеть в хостеле, я на это время решил съездить домой", – рассказал Давид.
Надоело быть кочевником
Перед отъездом в Беларусь руководство обнадежило парня, что в конце июля снова пойдут заказы и начнется работа. Он поверил и после двух недель отпуска вернулся в Польшу. А оказалось, что зря – завод приостановил работу на несколько месяцев.
"Нам предложили замену, но все эти варианты – низкооплачиваемые. Проще найти работу дома. Тем более сейчас в Беларуси выросли зарплаты и поэтому уже между уровнем жизни белорусов и поляков нет практически такой разницы, какая была в 2020 году. Да и надоело быть кочевником со всеми этими чемоданами. От этого морально устаешь", – заключил Давид.
Давид уже подал документы в университет на восстановление – он все-таки намеревается получить профессию фитнес-инструктора. После чего, надеется, сможет найти применение себе в родной стране.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Перемены на рынке грузоперевозок: куда уходят белорусские фуры
Роботы, нейросети и дроны: как белорусских инженеров учили в России
Любовь по фэн-шую: китаец принял крещение и женился на белоруске ― видео