"Вертолетная" эскалация белорусско-польских отношений, предпринятая польской стороной, укладывается в стратегию натовских попыток расширения ареала украинского конфликта с целью выведения Украины из тупика войны и перезапуска ее отношений с Польшей.
Слуховые галлюцинации
Для Польши это еще и отвлечение внимания избирателей от назревших внутриполитических и экономических проблем. На политический заказной характер антибелорусской провокации указывает уже тот факт, что началась она с неподтвержденного предположения, высказанного 1 августа экс-главой польского правительства, депутатом Европарламента Влодзимежем Чимошевичем.
До определенного момента сами польские военные заверяли, что никакие вертолеты на польскую территорию не залетали. И лишь несколько позже, 1 августа, министерство обороны Польши включилось в политическую игру против Беларуси. Несмотря на убедительные опровержения белорусского МИДа, польские власти продолжают настаивать на нарушении белорусскими вертолетами воздушного пространства Польши.
4 августа МИД Беларуси подтвердил получение ноты польского посольства относительно якобы факта нарушения 1 августа 2023 года воздушного пространства этой страны двумя белорусскими вертолетами. Но переданная нота не содержит неопровержимых доказательств. Данные объективного контроля польская сторона не предоставила.
В то же время соответствующие заявления белорусской стороны по данной теме опирались сугубо на данные объективного контроля полетов воздушных судов. Особенно скандальный оттенок затеянной провокации придает тот факт, что Чимошевич якобы сам обнаружил эти вертолеты, поскольку проживает в районе границы с Беларусью и лично слышал их гул. "Я не видел, но слышал белорусские вертолеты. Они пролетели на расстоянии около 200 метров от моего дома", – сказал политик.
Видимо, он считает собственные слуховые ощущения достаточным поводом для дипломатической ноты. Во всяком случае, для уточнения текущей ситуации министр обороны Польши, председатель Комитета по национальной безопасности и вопросам обороны Мариуш Блащак созвал заседание комитета. Он объяснил слепоту радиолокационных систем тем, что белорусские вертолеты пролетали на очень малой высоте, что затруднило их обнаружение.
Объяснение на столь высоком уровне выглядит не слишком убедительным, особенно на фоне того, что ранее польские военные утверждали обратное. Зато пан Блащак поручил увеличить количество военнослужащих на границе с Беларусью, выделить дополнительные силы и средства, в том числе боевые вертолеты. Об инциденте проинформировали НАТО.
Спектакль окончен?
Эскалация со стороны Польши пришлась как нельзя кстати ввиду заискривших польско-украинских отношений. Беларусь для обеих стран – удобный громоотвод, чем уже не преминули воспользоваться польские политики. Недавно Польша с Украиной обменялись вызовами послов, что произошло после слов министра канцелярии польского президента Марчина Пшидача о неблагодарности Украины.
Заявление польского чиновника было спровоцировано Киевом, который недоволен тем, что Польша после выхода России из зерновой сделки не открыла свой рынок для поставок дешевой украинской сельхозпродукции, не стала отменять эмбарго. Как известно, 15 сентября истекает запрет ЕС на ввоз сельхозпродукции из Украины, введенный для защиты интересов фермеров из стран Центральной Европы.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий уже объявил, что Варшава не собирается пускать украинскую продукцию на свой рынок, она проигнорирует снятие запрета Брюсселем. Не в последнюю очередь слова были ориентированы на внутреннюю аудиторию, и Киев мог бы их просто не заметить, но рациональный расчет – это не про нынешние украинские власти, поэтому последовала резкая реакция. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что это недружественный и популистский шаг, который окажет серьезное влияние на глобальную продовольственную безопасность и экономику Украины.
Для нее теперь нет другой альтернативы, кроме как клянчить деньги у Брюсселя, которому со стороны украинского правительства были адресованы требования предусмотреть "компенсационный механизм для украинских аграриев, продолжающих работать в полях несмотря на риск для жизни". Симптоматично, что Зеленский, надеявшийся на отмену эмбарго со стороны Польши ввиду выхода России из зерновой сделки, до сих пор не может осознать, что Западу наплевать на интересы Украины.
Власти же Польши четко дали понять – дружба дружбой, но табачок, то есть рынок сбыта зерна, – врозь. Впрочем, Варшава согласна на транзит украинского зерна через ее территорию, но продавать продукцию из Украины в своей стране не собирается. Ряд экспертов, знакомых с ситуацией изнутри, считает это лишь спектаклем. В любом случае наглость украинских друзей возмутила Моравецкого, который в соцсетях написал, что вызов польского посла в МИД Украины "не должен был состояться".
Очевидно, что интересы собственных фермеров приоритетны для польских властей, особенно на фоне хлипких рейтингов правящей парии "Право и справедливость" перед осенними выборами. Не исключено и то, что конфликт между Украиной и Польшей – хорошо поставленный спектакль, информационное прикрытие для поставок оружия на Украину, в которых Польша остается главным транзитным хабом.
Варшавская уния
Идею Варшавской унии с Киевом, а в сущности воссоздания Речи Посполитой, тоже никто не отменял. В ползучей инкорпорации Украины Варшава расставляет приоритеты: ни о каком союзничестве речи не идет. Это – вассальные отношения, в которых Польша будет во всех смыслах прирастать за счет Украины, но никак не наоборот. Способствовать убийствам украинцев, поставляя оружие в зону СВО, использовать их как дешевую рабочую силу – всегда пожалуйста, Польша на это готова. А вот взять на прицеп разваленную украинскую экономику – нет.
В самой Польше дела идут отнюдь не блестяще. На днях ее президент Анджей Дуда одобрил увеличение дефицита бюджета до 20 млрд. евро и подписал соответствующую поправку к закону о бюджете, объясняя это обновлением макроэкономических прогнозов и необходимостью сохранения антиинфляционного щита. Еще 4 июня поляки выходили на самые массовые со времен коммунистического режима протесты в стране. Их организовал бывший премьер страны Дональд Туск, к которому присоединились и другие лидеры оппозиции.
Предвыборные позиции ПиС явно пошатнулись. Тому, кто придет в Польше к власти в результате ближайших парламентских выборов, похоже, придется повторить шоковую терапию посткоммунистического периода. Как написало польское издание NDP, экономика Польши оказалась в беде. Ее преследует высокая инфляция и огромные долги. За два срока правления правительство "Права и справедливости" набрало их столько, сколько все предыдущие правительства за последние 20 с лишним лет. Полякам придется бесконечно их выплачивать.
Когда ПиС пришла к власти, государственный долг Польши составлял 969 миллиардов злотых, к концу прошлого года он уже превысил 1,5 триллиона злотых. Инфляция в Польше тоже галопирует, в прошлом году она увеличилась почти в три раза – до 14,4%, а в феврале был зафиксирован рекорд за 26 лет – 18,4% в годовом выражении. В июне нынешнего года она уже составила 11,5%. Ожидаемо подорожали топливо и продукты. Больше всего дал о себе знать разрыв с Россией – "Газпром" прекратил поставки из-за отказа платить в рублях.
По данным Business Insider Polska, оптовые цены на электроэнергию на варшавских биржах взлетели к 1000 злотых за мегаватт-час, то есть на 160% больше среднего показателя по 2021-му. Похоже, ПиС готовит для себя вертолетную площадку по итогам ближайших выборов, потому что ей придется ретироваться. Но это не повлияет на геополитические претензии Речи Посполитой: белый орел примеряется к украинским территориям и поглядывает в сторону Беларуси. Зачем ему вертолетная площадка?
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Готов ли Запад к военному вторжению на Украину
В шаге от конфликта с РФ: что ждет Польшу после выборов ― прогноз эксперта
В Кремле прокомментировали обвинения Польши в адрес Беларуси из-за вертолетов