Санкционная политика, проводимая ЕС под давлением США, привела к утрате Европой значительной части не столько рынков, сколько суверенитета, которым прирастает Азия. И если Шпенглер, автор одноименного эссе, сто лет назад придавал "Закату Европы" философское значение, то антитеза "Шанхайского рассвета" – не только название современного голливудского фильма, но и метафора расширения ШОС, процедура присоединения к которой начата в отношении Беларуси.
Впрочем, практика показывает, что мысли европейского философа были не такими уж отвлеченными, скорее, провидческими. Похоже, он оказался прав насчет европейского заката и в политическом смысле – так что и шанхайский рассвет приобретает вполне осязаемые геополитические черты. Ведь закон физики гласит, что если где-то убывает, то в другом месте прибывает.
Где кнут, там и пряник?
Местом, где прибыло, стал Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), в который перемещаются мировые источники экономического роста. В этом смысле внешнеполитический акцент Беларуси на Азию – в полной мере объяснимый процесс, отвечающий современным тенденциям. Те же американцы объявили АТР регионом своих стратегических интересов и в значительной степени смещают в него вектор своих не только экономических, но и военно-политических усилий.
Надо полагать, логика США такова: где дислоцируется американский флот, там быстрее подписываются взаимовыгодные контракты. Но Беларусь, заявляя о вступлении в ШОС, апеллирует к общности цивилизационных и экономических интересов и на этой почве без бряцания оружием легко находит с партнерами общий язык.
Горькая ирония судьбы такова, что хлест западного кнута раздается именно там, где для неприсоединившихся есть экономический пряник. Вот и в отношении Китая Западом ведется экономическая война, даже несмотря на явную заинтересованность во взаимовыгодном сотрудничестве с Поднебесной, превратившейся за счет дешевой рабочей силы и внедрения инновационных производственных технологий в мировую фабрику.
Ирония еще и в том, что по законам диалектики кнут "мирового жандарма" в лице коллективного Запада подстегивает укрепление антизападных коалиций, вынуждает оказывать сопротивление внешнему диктату. Примеры не только США, но и Китая, Индии, России показывают, что экономический вес подкрепляется военно-политической мощью, а у ШОС как раз военный "бэкграунд".
Среда безопасности
Беларусь тоже учитывает силовой фактор, выстраивая свою коалиционную политику на платформе союзнических отношений с Россией с опорой на Союзное государство, которое котируется как центр силы. При этом белорусская заявка на вступление в ШОС – это, в первую очередь, заявка на расширение внешнеполитических и экономических связей. Присоединение к организации, основанной 15 июня 2001 года лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана – это присоединение к 22 международным договорам.
Свою историю ШОС ведет с 1996 года как Шанхайская пятерка, когда в Шанхае главами России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана было подписано Соглашение о мерах доверия в военной области в районе совместной границы. В 1997 году в Москве страны подписали Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. При этом "бэкграунд" безопасности вполне соотносится с экономическими приоритетами сотрудничества, даже если они реализуются на двусторонней основе вне рамок ШОС.
9 июня 2017 года членами ШОС стали Индия и Пакистан. 16 сентября 2022 года Иран подписал меморандум об обязательствах по получению статуса государства – члена объединения. В тот же день объявлено о начале запуска процедуры присоединения к ШОС Беларуси, которая все еще в статусе наблюдателя в организации, но полным ходом идет к полноправному членству.
В числе тех самых 22 договоров, к которым присоединяется Беларусь – Хартия ШОС, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашение о Региональной антитеррористической структуре, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС. Кроме этого – соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области выявления и перекрытия каналов проникновения лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности.
В пакет документов вошли и соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий и учений, о проведении совместных военных учений, о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Плюс – конвенции ШОС против терроризма, по противодействию экстремизму, договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС.
На пути к SECURE
Общая среда безопасности создает общность экономических интересов. Уже в сентябре 2003 года главы стран-членов приняли Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС, рассчитанную на 20 лет. В ноябре 2019 года стороны подписали новую редакцию программы, рассчитанную до 2035 года.
Программа определяет первоочередные задачи в торговле, банковском и финансовом секторах, транспорте, промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, туризме, образовании. Отдельное внимание уделяется инновациям – акцент сделан на цифровизации и высоких технологиях. В рамках организации действует Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.
На сегодняшний день ШОС – это 42,4% мирового населения (3,4 млрд человек), более 26% территории планеты, 1/3 мировой экономики, которая развивается быстрее, чем остальные 2/3, 32,1% ВВП по паритету покупательной способности. Символично, что государства-члены ШОС выступают против протекционистских действий и торговых ограничений, которые угрожают мировой экономике и многосторонней торговле.
Об этом как раз говорится в Нью-Делийской декларации Совета глав государств – членов ШОС по итогам 23-го саммита ШОС, прошедшего в виртуальном формате 4 июля 2023 года в Нью-Дели. В ней отмечается важность реализации Стратегии экономического развития организации на период до 2030 года.
Беларусь, в отношении которой на саммите была окончательно запущена процедура полноценного членства, участвовала в нем пока еще в статусе наблюдателя. А Иран завершил процедуру присоединения и стал полноправным членом организации.
Как видим, разнонаправленные интеграционные процессы на континенте взаимообусловлены – разобщение в Европе ведет к усилению центростремительных сил в Азии. Ярче всего это отражается на экономике: сокращение белорусского экспорта в ЕС означает его рост в Китай и Индию, целый ряд других азиатских стран. Минск рассчитывает, что членство в ШОС позволит не только укрепить политические позиции на международной арене, но и нарастить сбыт белорусской продукции.
Такой расчет представляется обоснованным, ведь на долю ШОС приходится более 15% мировой торговли. Но дело не только в ней. Тема Нью-Делийского саммита – "На пути к SECURE ШОС" говорит сама за себя. Аббревиатура SECURE была предложена индийским премьером Нарендрой Моди еще в 2018 году.
S означает безопасность граждан (security for citizens), E – экономическое развитие (economic development), C – региональные связи (connectivity in the region), U – единство (unity), R – уважение государственного суверенитета (respect of sovereignty and integrity), E – защита окружающей среды (environment protection). Такая конвергенция в рамках ШОС дает большие надежды на будущее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Минск передал Бразилии ноту о планах стать членом БРИКС
Стало известно, когда Беларусь станет членом ШОС
Выступление Лукашенко на онлайн-саммите ШОС ― видео