Театр кукол начал свою историю в 1938 году в Гомеле премьерой первого спектакля "По щучьему велению", а через год показал сказку Виталия Вольского "Дед и Журавль". Пьеса, основанная на национальном фольклоре, вскоре стала классикой белорусской драматургии. Дальше снова классика — Чехов, Пушкин, Маяковский, Шукшин.
Во время войны наши кукольники выступали агитбригадой на фронтах. В 50-х годах переехали в Минск, а в середине 60-х стали работать в одном из залов кинотеатра "Пионер". Он и сегодня прописан по этому адресу, хотя помещение реконструировано под театр.
Спектакль Театра кукол по сказке Виталия Вольского "Дед и Журавль"
© Sputnik
Яркая история коллектива началась в 1956 году, когда театр возглавил режиссер Анатолий Лелявский. Вместе с художником Леонидом Быковым они начали эксперименты с куклами разных систем — тростевыми, планшетными, марионетками, но все чаще исполнители-актеры долго не выходили из-за ширмы.
В 1986 году главным режиссером стал Алексей Лелявский. Отец проработал в театре 30 лет. Сын — 40. Фактически театр кукол может носить их имя. Об их творческих поисках и удачах следует поговорить отдельно. Но сначала о том, как Белорусский театр кукол сделал огромный скачок в творчестве и получил широкую европейскую известность своими спектаклями не только на нашей территории, но и в Бельгии, Болгарии, Германии, Польше, России, Словении, Франции, Хорватии. Он является коллективным членом УНИМА (Международного союза деятелей театров кукол), раз в два года проводит свой международный фестиваль и знаменит далеко за пределами страны.
Рывок в неизвестность
У традиционных драматических театров огромная история. У сегодняшних кукольных она особая, связанная с экспериментом. Театральные куклы сотворили то, что от них не ожидали. Нарушили привычные законы, стали работать для взрослых.
Долгое время театры кукол были обделены вниманием как зрителей, так и руководством культуры.
Детская игра ребенка, казалось, проецировалась на эти немногочисленные театры. В больших городах в лучшем случае по одному театру кукол. Покажут там сказку. Ее можно посмотреть на утреннике и в серьезном драматическом театре. Наше время решительно поменяло взгляд на эту проблему. Большинство названий "кукольный" стали претендовать на серьезный взрослый. Хотя сам объект — кукла — очень противоречив. Как оказалось, ему доступно абсолютно все.
Спектакль "Записки юного врача" режиссера Евгения Корняга в Театре кукол
© Photo : Белорусский государственный театр кукол
Новые кукольные театры давно не создаются, наверное, потому что трудное это дело. Оно требует особой специфической подготовки, а зрителей у театра всего ничего. Да и те, в основном, детишки, которых ублажить, как считают некоторые, сравнительно просто. Сложности экономического существования областных кукольных театров подтверждают тот факт, что кукольная ситуация мало кого интересует. Художественные авторитеты в белорусском кукольном мире тоже давно устоявшиеся. Это известные в Европе и России Алексей Лелявский, Олег Жюгжда, Виктор Климчук. Молодых последователей-режиссеров у них совсем нет. Правда, в последнее время приходят интересные молодые артисты, но поработав год-другой, убегают во взрослые драматические театры.
Между тем, возможности кукольного искусства безграничны. Здесь часто рождаются новые театральные идеи, пробуется оригинальная изобразительная эстетика и властвует особая театральная магия. Все это охотно подсматривают многочисленные режиссеры драмы. В то же время кукольные режиссеры тоскуют по большим формам и взрослому театру. Наверное поэтому сегодня они делают очень интересные спектакли с куклами для взрослой публики.
Кукольные владыки всегда нарушали законы здравого смысла
Признаться, раньше я не слишком верила артистам-кукольникам, тому, что кукла в опытных руках способна на большее, чем живой артист. Что спектакль от открытого общения куклы и артиста становится богаче. Что кукла помогает сохранять тайну искусства, она не обязана копировать человека, а, если так, то сделает это по-своему, разумеется, иначе, чем в жизни и привычном нашем бытии.
Кукольники действительно творят сегодня новый сценический мир. И интерес к этому виду искусства огромный, особенно у молодежи. Оставаясь театром для детей, кукольники все активнее заманивают взрослую аудиторию.
Большие возможности таятся в кукле. Психологи считают, что память о детстве живет в человеке всю жизнь. Весьма самостоятельные и скептические молодые люди в душе мечтают, чтобы кто-нибудь им подарил игрушку. Сегодня театр кукол может за один вечер показать и балет, и оперу, и психологическую драму, и цирк, и… много всего любопытного. Его даже иногда называют "третьим пространством", имея ввиду, что у человека и куклы особые магические отношения. Мертвая материя — кукла — способна подчинить себе живого человека.
Наши кукольники сильны духом. На их зарплаты трудно веселиться в этом мире, но нет артистов смешливее и задорнее. Без чувства юмора на кукольной сцене делать нечего.
Трудности жизни театров кукол должны заботить государство. Без его серьезной моральной и финансовой поддержки не проживешь.
В этом смысле Московский театр кукол и наш были всегда на виду, хотя кукольная жизнь все чаще известна знатокам и специалистам. Между тем театр кукол, о котором редко пишут, может поразить зрителя необычайными эффектами и художественными экспериментами. Авангардные синтетические зрелища, объединяющие скульптуру, пантомиму, драму, становятся привычными.
Кукольники — своего рода испытатели. Они все время что-нибудь выдумывают, потому что живут в стихии постоянной игры. Рядом с ними всегда много детей. В присутствии малышей нельзя вести себя грубо, фальшивить и быть злым. Эти заповеди выделяют людей, связанных с куклой.
Театр кукол, как церковь, не признает возрастных категорий — сюда должны ходить все и учиться жить по законам высокой нравственности.
Спектакль "Красная шапочка" Анатолия Лелявского в репертуаре театра уже более 37 лет
Особенностью нашего отечественного театра и его лучших режиссеров стала ставка на живого актера.
Сегодняшний кукольный театр не только приветствует живого актера, вышедшего из-за ширмы, но и многочисленные метафоры, волшебные превращения и видеопроекции. Для этого необходимы современные хорошо работающие механизмы. И конечно же, руки опытных кукловодов.
Вообще-то, Алексей Лелявский может придумать куклу из чего угодно: из целлофанового пакета, веревочек, деталей одежды. Но в кукольном пространстве ценятся сложные формы наивного и высокого искусства со стильным обликом.
Как оказалось, из классических произведений кукольнику все подходит: Гоголь, Свифт, Булгаков, Салтыков-Щедрин, Шекспир, Чехов. Смелость в выборе материала и постановке проблем увлекает и актеров, и зрителей.
Тут ограничения, как в опере. Или балете. Можно исполнить тему, чувство, настроение, но невозможно спеть или станцевать заседание Верховного Совета, партийное собрание, университетскую лекцию, хотя и там есть свои драматургические конфликты.
Скажем так: ненормальные отношения, зазеркальные. Такие пьесы для театра кукол не умеют писать опытные драматурги. Зато замечательно получаются они у дилетантов. Так, первые свои драматургические шаги наши белорусские авторы Сергей Ковалев и Петр Васюченко сделали, как ни странно, в кукольном театре. Главное — угадать стихию игры. Кукольный театр дает возможность постоянно играть с формой, постоянно испытывать форму. А именно форма сегодня особенно интересует людей, занимающихся литературой. Так зачем их отвергать? Надо привлечь их к театру и сделать свой заказ.
Театр оживающей скульптуры
Известный российский кукольный театровед И. Уварова однажды сравнила режиссера со скульптором. Его создание — театр оживающей скульптуры.
Профессия именно режиссера театров кукол заслуживает особого разговора. Их очень мало, фактически единицы. Почти не готовят в театральных ВУЗах. Идти к куклам считается не престижно. Помимо работы с живым актером надо досконально знать все возможности использования кукол.
Фактически в театрах кукол режиссер всегда автор спектакля. Он заменяет собою всех: драматурга, сценографа, композитора, балетмейстера и даже частично актера. Узурпировав власть, он устанавливает отношения человека с судьбой в иной, чем в драматическом театре, образности.
Хороший режиссер должен постоянно заниматься самообразованием. Он не должен постоянно сидеть в кабинете или зрительном зале на репетиции, вмешиваясь в работу других своих коллег. Надо ездить в командировки, на фестивали, мероприятия по профилю, просто изучать окружающую жизнь. Из этого будет рождаться современный взгляд на взятую для постановки пьесу. К сожалению, некоторые чиновники и даже директора этого не понимают и считают прогулами отсутствие на работе.
В театре десятки, даже сотни разных работников, обеспечивающих театральный процесс. А режиссеров — один, два. В лучшем случае — три. К ним надо относиться по-особому.
Алексей Лелявский за время своей короткой педагогической деятельности в Академии искусств вырастил несколько очень талантливых учеников, которые успешно работают в России и даже номинируются на "Золотую маску". Да и сам он оказался очень востребован в театрах кукол Санкт-Петербурга, но своего минского коллектива не бросил.
Афиша спектакля Алексея Лелявского в театре Санкт-Петербурга
© Sputnik
Не секрет, что заполнить спектакль собственной оригинальной выразительной материей и энергией совсем не просто. Ее может не хватить. Она может оказаться скудной. Но почерпнуть ее из литературы — не грех. Вот почему мы постоянно спорим и настаиваем на уважении к литературным первоисточникам.
Конечно, каждый такой источник трансформируется в режиссерском воображении. Многие сюжетные линии, герои неизбежно отсекаются. В кукольном спектакле должна быть особая плотность текста. Кстати, это особенность современного мышления. Пространство и время сегодняшнего спектакля совсем иные, чем прежде. Сегодня, как никогда, важна метафорическая насыщенность всего материала.
В театре кукол существует крепкая тройная связь: актер, кукла, зритель. Не представляю, как в кукольном театре можно скучать — при его высокой изобразительной культуре, стихии обязательной игры.
Возникает вопрос: не стал ли наш театр кукол только театром для взрослых? Лелявский утверждает, что делает спектакли для детей. А мы все чаще его упрекаем за то, что они, дескать, детям не понятны. Но мне очень импонирует его упрямая позиция шокировать зрителя. Яркий художник имеет право на свою позицию. Лелявский всегда имеет новые вариации формы.
Спектакль для детей "Почему стареют люди?" режиссера Алексея Лелявского
Сегодня труппа во главе с главным режиссером театра Алексеем Лелявским, опираясь на выработанные годами традиции, ищет новые формы воплощения глубоких философских тенденций. Музыку для постановок пишут современные музыкальные группы. Театр идет в ногу со временем, используя в постановках флеш-анимацию, мультимедийные установки, видео- и графические проекты. И все же актеры не идут на поводу у массового зрителя, а наоборот, при помощи современных технических средств помогают обывателю, разбалованному культмассовыми безделушками, нащупать истинный подтекст сценического действия. По большому счету это и есть своего рода скульптура, а режиссер — скульптор.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Куклы для взрослых: как меняется кукольный театр
Хит сезона: "Записки юного врача" от главного скандалиста белорусского театра
Случилось чудо: первая и единственная Тутта Карлссон на сцене театра кукол