История российского бойца Ильяса под позывным "Ирландец" похожа на приключенческий фильм: были в ней и побег из Латвии, и преследование, и обретение нового дома. Рассказ Ильяса лишь подтверждает высказывание: "жизнь – лучший сценарист".
Латвийский чеченец с белорусскими корнями
Ильяс родился в 1980 году в латвийском Огре. По национальности – этнический чеченец, об отце парень долгое время ничего не знал, мама – белоруска из Витебской области. Воспитанием Ильяса занималась бабушка, чуть позже под свою опеку парня взяли чеченцы из Латвии. Ильяс принял ислам и начал учить чеченский язык.
Свою жизнь парень решил связать с армией и пошел служить в Отряд специального назначения. Затем подписал контракт с Разведывательно-десантным батальоном, который находился в Сужи, это небольшой микрорайон рядом с Ригой, где в то время находилась воинская часть.
В 1999 году Ильяс отправился миротворцем в первую командировку в Югославию, где уже вовсю полыхал конфликт. Там он пробыл до 2001-го. Затем, в 2003-м, Ильяса отправили в иракскую Фаллуджу. За эти кампании он отмечен различными наградами и благодарностями.
Не смог предать Родину
Вскоре Ильяс покинул латвийскую армию: страна готовилась вступить в НАТО и Евросоюз и, как рассказывает военный, на его родине начали расти русофобские настроения.
"Когда Латвия приобрела так называемую независимость, люди не смотрели на национальность и язык, а со вступлением страны в НАТО и ЕС в 2004 году началось притеснение русскоязычного населения. Я отказался подписывать контракт с американцами. Меня очень "вежливо" попросили покинуть страну", – сказал Ильяс.
Он мог построить очень хорошую карьеру в Вооруженных силах Латвии: многочисленные командировки и награды говорили сами за себя, но Ильяс говорит, что не мог совершить сделку с совестью.
"Во-первых, я родился при Советском Союзе и, когда Латвия отсоединилась, Советский Союз рухнул и перестал существовать. Я родился в СССР – это моя Родина и латвийская ССР – моя Родина, а в 2004 году, когда Запад пришел в Прибалтику, просто не стал предавать свою страну, не стал служить какому-то Западу, который хотел разрушить СССР, Русь великую – Россию", – рассуждает "Ирландец".
Один из офицеров Вооруженных сил Латвии советовал Ильясу, чтобы тот не болтал лишнего, сослуживец говорил о перспективах карьерного роста в армии, но Ильяс остался при своем.
За увольнением из армии последовали гонения, на Ильяса начали давить спецслужбы Латвии. Он вынужденно уехал из страны 11 сентября 2004 года. Новым местом жительства была выбрана Ирландия – отсюда и позывной латвийского чеченца.
Поначалу в новой стране пришлось нелегко: знания языка не было, работы тоже, пришлось все начинать заново. Тяжело было противостоять чеченской диаспоре в Ирландии. Дело в том, что многие радикально настроенные чеченцы, живущие в Европе, выступают против России.
"Они воюют против нас с украинской стороны. Очень тяжело было, потому как я всегда был за главу Чеченской республики Рамзана Кадырова. Дошло даже до того, что дважды мне объявляли "кровь" (кровную месть – Sputnik)", – отмечает Ильяс.
Выжить удалось благодаря военным навыкам. Но долго так продолжаться не могло, и он решил уехать из Европы.
"Я знал точно, что однажды вернусь домой в Россию, хотя родственников у меня там нет. В 2019 году понял, что больше не могу жить в Европе, собрал сумки и уехал в Россию. А уже в феврале 2020 года перебрался в Донецк", – рассказывает "Ирландец".
"Ирландец" во время отдыха на передовой
© Photo : предоставлено героем материала
Новая жизнь
В мае того же года Ильяс решил делать то, что умеет лучше всего – делиться военным опытом – и подписал контракт с Управлением народной милиции ДНР (ополчением). Первое место службы – Марьинка – место ожесточенных боев с 2015-го и мощнейший укрепрайон ВСУ. Казалось бы, 2020-й, действуют Минские договоренности, относительно тихо, но нет.
"Ирландец" вспоминает: ВСУ регулярно обстреливали их позиции шквалом снарядов.
"Я помню в 04:00 утра по нам летело со всех стволов. Сидим в Донецком аэропорту у РЛС (радиолокационная станция – Sputnik), до противника где-то около 100 метров, обстрелы не прекращаются. Сидишь, оскалив зубы, терпишь – нужно было соблюдать Минские соглашения", – добавляет "Ирландец".
Шли с улыбкой
Конец беспределу украинских военных положила специальная военная операция РФ на Украине. Начало СВО Ильяс помнит в буквальном смысле поминутно.
"23 февраля я со своим подразделением стоял в Донецком аэропорту, нас сняли и перебросили на другой участок. А 24-го пошли вперед, освобождали первые населенные пункты, появились первые украинские пленные. Все были воодушевлены. Мы с улыбкой шли вперед, потому как понимали, что идем по следам своих дедов, освобождать свою страну от нацизма, от этой западной грязи", – делится Ильяс.
Новогнатовка, Николаевка, Бугас, Красногоровка, Волноваха – список населенных пунктов, которые освобождал "Ирландец", большой. За свой боевой путь он неоднократно был ранен. Первый раз – во время ожесточенного штурма Волновахи на подступах к Мариуполю.
В Донецк Ильяс переехал в 2020 году
© Photo : предоставлено героем материала
ВСУ сосредоточили на том участке большую часть своих сил, но это не помогло: российские войска добились намеченных планов. Ильяс о своих ранениях говорит буднично: "подлечился и снова в бой". Его мечта – чтобы на ставшей родной донбасской земле прекратились обстрелы.
Но для этого предстоит еще многое сделать. "Я знаю, за что воюю – за свою Родину, землю и свою страну Россию. Они же (противник – Sputnik) не понимают, зачем они здесь. Ответы у пленных самые разные: кто-то на фронте для того, чтобы семью прокормить, а кто-то – потому как с улицы забрали. Но все сходятся в одном: у Украины нет будущего. Доходит до того, что они просят, чтобы их в списки на обмен не вносили, не хотят обратно", – отмечает "Ирладнец".
По его словам, простые солдаты ВСУ начинают понимать, что Запад их обманул, как это сделал с Ираком, Афганистаном, Югославией.
Отношение к пленным
Неоднократно "Ирландцу" довелось сражаться на самых жестких участках. Держал он со своими товарищами оборону под Новобахмутовкой, здание, где сражались российские бойцы, в народе затем назовут "Домом Павлова", по аналогии со сталинградским.
"Во время одного из штурмов взяли пленного танкиста ВСУ. Как оказалось, он два дня не ел, ему дали телефон, чтобы он позвонил маме и сказал: "мол, живой, все хорошо, в плену". Командир дал пачку сигарет пленному и велел накормить. Но танкист был так шокирован, что не мог есть. Он думал, его резать будут. Пришлось дать ему успокоительные таблетки, чтобы мог поесть. Он не был связан, сидел, ел и плакал. Говорит: "нам рассказывали, что русские будут резать, убивать и насиловать", – делится Ильяс воспоминаниями.
С белорусами-коллаборантами "Ирландцу" в бою встречаться не доводилось, но вот с немцами и поляками – пришлось.
"Наемники приехали сюда как на сафари – пострелять русских. Они хотят показать миру, какие они герои. На самом деле это больные люди – опухоль, а ее надо вырезать, удалять. Они (наемники – Sputnik) не относятся к Женевской конвенции, это не солдаты, а убийцы", – эмоционально говорит Ильяс.
Латвийский паспорт сгорел
Ильяс находится в международном розыске, а недавно узнал, что в Латвии его уже даже осудили заочно. Дело в том, что несмотря на полученное гражданство ДНР, формально "Ирландец" продолжал оставаться латвийским гражданином. На прошлой неделе Ильяс стал гражданином России.
С латвийским паспортом у "Ирландца" произошла очень символичная история. Во время боевых выходов паспорт ДНР он носил под бронежилетом, а латвийский – в рюкзаке.
Когда его, получившего очередное ранение, вывозили из Новобахмутовки, в машину "Ирландца" прилетел гранатометный выстрел, "так латвийский паспорт и сгорел". О ситуации Ильяс вспоминает с улыбкой и считает тот случай знаковым.
Ильяс вместе с ирландцами содействовал созданию фонда в память о погибших детях Донбасса
© Photo : предоставлено героем материала
"Спустя почти 30 лет я вернулся домой, в Россию, что касается Латвии, то я такую страну не знаю, она под Америкой. Я знаю только Латвийскую ССР", – отмечает он.
Помощь из Европы
В Донецке Ильяс женился, со дня на день в семье появится пополнение – мальчик. Но несмотря на тяжелые фронтовые будни, семейные хлопоты, "Ирладнец" посчитал, что делает недостаточно и решил всячески помогать жителям Донбасса.
При его содействии в Ирландии был создан благотворительный фонд "Аллея ангелов" – в память о погибших детях Донбасса. Неравнодушные жители Европы не остались безучастными и пытаются помочь региону. Уже отправлено два груза с нужными вещами для детских домов, больниц, местных жителей.
Не обошлось здесь без помощи Фонда белорусского паралимпийца Алексея Талая. Дело в том, что жители Ирландии долгое время искали партнера, которому можно доверять. Выбор пал на организацию из Беларуси.
"Благотворительное движение в помощь Донбассу набирает обороты в Европе. Сейчас хотят подключиться к проекту Франция, Италия, Германия. Помимо русскоговорящих в Ирландии, приезжают местные жители, привозят необходимое, даже китайцы помогают, недавно была одна семья из Харькова – помогают все. Люди понимают, что происходит на самом деле", – уточняет Ильяс.
Сейчас "Ирландец" продолжает защищать дом, который недавно обрел. Допустить то, чтобы он был потерян, Ильяс не может. Мысли – только вперед и до победы. В планах у него поездка в Беларусь, чтобы найти детский дом в Витебской области, где когда-то давно жила его мама.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Химатака ВСУ и ад боев в Донбассе: история белорусского добровольца
"Причем тут мой сын и Бандера": исповедь украинки, переехавшей в Беларусь
Защищает Донбасс и готов за это ответить: история белоруса с позывным "Бульба"