Хроника сердца: к 90-летию со дня рождения актера Георгия Буркова

Об одном из самых неповторимых и до конца не понятых советских актеров Георгии Буркове рассказывает колумнист Sputnik Игорь Козлов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Бурков родился 31 мая 1933 года в семье главного механика Пермского машиностроительного завода и домохозяйки Марии Гоголевой. Он принадлежал к поколению, которое называли "детьми войны". Это обстоятельство определяло его мировоззрение и жизненные горизонты. С детских концертов в военных госпиталях родного города Молотова (так называлась тогда Пермь) мечта стать актером стала главной в его жизни.

С мечтой не расставайтесь

После окончания школы он собирался ехать в Москву поступать в театральный вуз, но его пригласили в Сталинград играть на первенство РСФСР по волейболу за сборную города. Домой Бурков вернулся только к осени. На выбор места учебы времени не оставалось, и он поступил на физкультурный факультет местного пединститута.
На следующий год Бурков попробовал поступить в театральное училище в Москве. Его не приняли из-за дефекта речи — у него была невнятная дикция. Вернувшись домой, он снова поступил, но на этот раз на юридический факультет Молотовского университета. Бурков еще трижды пытался поступить в театральный вуз и всегда проваливался. В итоге он отучился в вечерней студии при Пермском драматическом театре и довольствовался ролями в театрах Перми, Кемерова и Березников, куда брали актеров-любителей.

Найти своего режиссера

Актерская судьба Георгия Буркова сложилась удачно благодаря главному режиссеру Московского театра имени Станиславского Борису Львову-Анохину, который в начале 60-х годов заприметил никому не известного провинциального актера. Татьяна Ухарова, жена Буркова, вспоминала, что в театре в то время говорили: Львов-Анохин берет артиста из провинции, с говорком, шепелявого и в чем-то нескладного, но очень самобытного. Худсовет был категорически против, но спорить с главным режиссером не рискнул никто.
В Москву Георгий Бурков приехал в 1965 году. Его дебют на сцене театра Станиславского оказался театрально зрелищным. Впервые он вышел на сцену в Москве в роли Рябого в спектакле "Анна".
Георгий Бурков (вор по кличке Конструктор) и Вадим Захарченко (заносчивый сосед по купе) в фильме режиссера Василия Шукшина "Печки-лавочки"

Семейное счастье

В театре Станиславского Георгий Бурков нашел свое счастье. У него завязался роман с юной студенткой театрального училища имени Щукина Татьяной Ухаровой. 32-летний Бурков предложил молодой актрисе, которая была младше его на 13 лет, выйти за него замуж.
Браком были недовольны и родители невесты, и жениха. Мать Буркова Мария Сергеевна Гоголева в то время и представить себе не могла, что выбор ее сына станет счастливым и для нее самой — она проживет в семье невестки до самой смерти, пережив своего сына на семь лет.

Рязановский актер

Принято считать, что в кинематограф Буркова привел Эльдар Рязанов, впервые снявший его в своем фильме "Зигзаг удачи" в 1968 году. Действительно, после премьеры рязановской комедии Бурков проснулся знаменитым. Но первым открыл Буркова для советского кино Сергей Соловьев, снявший его в одной из частей киноальманаха "Семейное счастье". На роль Ивана Ломова в киноновелле по Чехову "Предложение" активно претендовал приехавший в СССР итальянец Марчелло Мастроянни, но Соловьев был неумолим — только Бурков.
С началом рязановской эры в жизни Буркова киноработы пошли одна за одной: "Старики-разбойники", "Ирония судьбы, или с легким паром", "Гараж", "Жестокий романс". Рязанов давал ему небольшие эпизодические роли. Сниматься у Рязанова всегда было испытанием для любого актера — актерский состав в его фильмах всегда был звездным. Но Бурков в его фильмах не затерялся.
Андрей Мягков, Светлана Немоляева и Георгий Бурков в фильме "Гараж"
На мой взгляд, лучшая из его ролей, сыгранных у Рязанова — роль "Робинзона", безработного актера в "Жестоком романсе". Это редкая удача, когда в кинематографе мы можем видеть блестящее исполнение, которое возможно только на сцене театра. Работа с Рязановым принесла ему не просто известность, но и славу. Но его тяготил образ, сложившийся после сыгранных ролей человека с лицом спившегося советского интеллигента. В массовом сознании этот образ приклеился к нему надолго.

Два провинциала

Георгий Бурков со своим другом Василием Шукшиным были во многом схожи. Оба из российской глубинки с жизненной философией, которую Бурков в одной из своих дневниковых записей определил просто: "Мировоззрение человека рождается на печке — в тишине, от рассказов дедушек и бабушек". К этому выводу он пришел вместе с Шукшиным.
Василий Шукшин (справа) и Георгий Бурков (слева) в фильме "Печки-лавочки"
Их совместное творчество было недолгим. Бурков снялся в двух фильмах Шукшина — "Печки-лавочки" и "Калина красная". Вместе они играли у Сергея Бондарчука в фильме "Они сражались за родину". Их дуэт в фильме — одна из абсолютных вершин советского кино.
Василий Шукшин (слева) в роли Лопахина и Георгий Бурков (справа) в роли Копытовского в художественном фильме режиссера Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину"
Во время съемок этого фильма Шукшин скоропостижно скончался. С памятью о друге Бурков прожил до конца своих дней, оставаясь художественным руководителем центра культуры имени Шукшина.

Одна доска на двоих

Земляки Буркова на малой родине ставят ударение не на привычной нам "о", а на первой гласной фамилии "у". В Перми есть два памятных адреса, связанных с Бурковым. Первый — по улице Карла Маркса, 22, где он родился. Сегодня эта улица носит название Сибирская. Второе памятное место находится по адресу Уральская, 111 — на этом доме, где жила семья Бурковых, установлена мемориальная доска двум сибирякам — главному механику завода Ивану Буркову и его сыну Георгию, актеру, которого знала вся страна.
Георгий Бурков умер нелепо и скоропостижно. Эльдар Рязанов отдавал ему роль президента в "Небесах обетованных". Но, даже не успев получить сценарий, Бурков сломал ногу. Актеры шутили, что на костылях он будет самым органичным персонажем. Но сняться в этом фильме Георгию Буркову не пришлось. 19 июля 1990 года после операции у него оторвался тромб. Его роль в "Небесах обетованных" сыграл Валентин Гафт, который в память о Буркове исполнил ее на костылях.
Вдова Буркова Татьяна Ухарова в 1998 году опубликовала его дневниковые записи "Хроника сердца". Дневники Буркова стали откровением для всех:
"Человек должен жить завтрашним днем. Без мечты нет смысла жизни. Мечта о завтра начинается сегодня. Она отталкивается от сегодня".
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Кино из жизни: "Гараж" Эльдара Рязанова
К юбилею мэтра кино: культовые камео Эльдара Рязанова ― видео