ГРОДНО, 5 мая – Sputnik, Инна Гришук. Транспортные компании Польши, которые занимаются международными перевозками, второй раз за полтора месяца устроили акцию протеста. В течение дня они блокировали дорогу на подъезде к польско-украинской границе. На этот раз акцент в протестных требованиях сместился с антирусского на антиукраинский.
Протест на украинской границе
Акция протеста польских транспортных копаний прошла в четверг, 4 мая. Фуры с плакатами и растяжками на кабинах машин выдвинулись из города Хелм Люблинского воеводства в сторону пограничного пункта пропуска на польско-украинской границе "Дорохуск". В течение дня они блокировали основной подъезд к погранпереходу. Судя по фото и видео, которые опубликованы в соцсетях, на страйк собралось до сотни машин.
Требования сводились к тому, чтобы польское правительство создало более выгодные и льготные условия работы именно для польских перевозчиков и внесло поправки в законы и правила, которые действуют в стране уже много лет. По сути, это поворот спиной к декларируемым страной демократическим ценностям. К такому пониманию представители транспортной отрасли Польши стали приходить после того, как почувствовали на собственном кошельке итоги европейских санкций и беспрецедентных льгот для украинской стороны.
Во всем винят восточных соседей?
Польские перевозчики, как и во время предыдущей акции протеста, которая проходила в конце марта в Варшаве, выдвинули несколько требований к правительству. Но на этот раз акцент сместился. Если во время мартовского протеста в первую очередь говорили о модных в Европе антироссийских требованиях, то сейчас громче стали звучать уже антиукраинские.
Главное требование польских перевозчиков на акции 4 мая у границы с Украиной – вернуть для украинских фур требование получать разрешительные документы для проезда по территории Польши и ЕС. Эту льготу ввел ЕС после начала СВО. В итоге украинские перевозчики стали предлагать более низкие тарифы на транспортировку грузов, отнимая у польских транспортных фирм клиентов.
Перевозчики утверждают, что они не просто теряют клиентов и прибыли из-за просевших цен на грузоперевозки, но и в принципе теряют восточный рынок грузоперевозок, где много лет занимали лидирующие позиции. Звучат опасения: если сейчас ничего не изменить, польская транспортная отрасль исчезнет. А она в настоящее время приносит до 6 процентов в ВВП страны.
Протестный список, как и полтора месяца назад, был дополнен двумя антироссийскими требованиями. Это запретить белорусским и российским полуприцепам въезжать в Польшу, запретить деятельность транспортных компаний с российским и белорусским капиталом в Польше. Правда, складывается впечатление, что эти требования внесли только для того, чтобы акция протеста не оказалась исключительно антиукраинской.
Молчание польских СМИ
Интересно, что мартовская акция протеста в Варшаве, где делался акцент на антироссийских требованиях, достаточно широко освещалась в польских СМИ. А о протесте 4 мая в Дорохуске у рубежей Украины, где больше говорилось о необходимости отменить льготы украинским перевозчикам и "медвежьей услуге" ЕС, который эти льготы придумал, кратко написали в небольшом региональном издании.
Примечательно и то, что объявление о проведении акции протеста на сайте Ассоциации, объединяющей международных перевозчиков Польши, на этот раз оказалось закрытым и доступным только для участников ассоциации.
На проблему свободы слова в Польше во время выступления на акции протеста обратил внимание представитель политической партии "Конфедерация" Кристоф Босак, его речь опубликована на странице партии в Twitter. Оказалось, что польские СМИ не пишут о том, что украинские перевозчики имеют льготы, что это привело к появлению нечестной конкуренции и не нравится польским перевозчикам.
"Большинство поляков не верит, что есть группа привилегированных (украинских перевозчиков – Sputnik). В СМИ нет этой информации, что оплаты, которые должны платить польские перевозчики, украинские перевозчики не платят. Этой информации вообще нет", – говорит Босак и добавляет, что СМИ связаны политической корректностью, навязанной часто владельцами, правительством или заграничным капиталом.
По его мнению, на данный момент в Польше нет влиятельных СМИ, которые хотят писать о польских интересах.
Хотят отбить охоту к протестам
Ситуация в сфере транспортных перевозок Польши сильно ухудшилась после вступления в силу европейских санкций в отношении России и Беларуси, запрета на въезд в Польшу фур с белорусской и российской регистрацией, а также после того, как польские власти закрыли крупные пограничные переходы на белорусско-польской границе. Транспортная отрасль несет убытки, теряет восточные рынки перевозок, в частности в России, Казахстане и других.
Акция протеста у пункта пропуска Дорохуск на польско-украинской границе стала продолжением акции протеста, которая проходила 22 марта в Варшаве. Тогда представители польских транспортных компаний направили в правительство требования и выставили месячный срок на решение проблемы. Правда, эта попытка провалилась.
Например, на требование отменить льготы для украинских перевозчиков и вернуть разрешительные документы на проезд по территории Польши, перевозчикам ответили, что этот вопрос в компетенции ЕС. Антироссийские и белорусские требования о запрете работы в Польше транспортных фирм с белорусским и российским капиталом пообещали включить в следующий пакет санкций.
Комментарии участников протеста перевозчиков можно найти в Twitter. В одном из них говорится, что результатом работы польского правительства и их поддержки санкций ЕС стало появление нечестной конкуренции с перевозчиками из-за восточной границы. Речь идет не только о белорусах и россиянах, но больше об украинских перевозчиках. Также звучали опасения, что акции протеста не принесут результата.
"Стратегия правительства состоит в том, чтобы затягивать кабинетные переговоры и привести к увеличению социальной напряженности. Короче говоря, сделать так, чтобы вам самим не захотелось протестовать. Эта стратегия многократно протестирована в разных отраслях и приносили правительству успех", – сказал в выступлении перед протестующими в Дорохуске политик Кристоф Босак, упомянув, что польские экономические интересы во многих сферах приносят в жертву ради поддержки украинского государства и украинской экономики.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Страсти вокруг "Бобровников": репортаж с белорусско-польской границы
Последний вечер работы "Бобровников": что творилось на границе – видео
Временный поверенный Польши вызван в МИД Беларуси из-за закрытия "Бобровников"