МИНСК, 18 апр – Sputnik. Коллегия Комитета госконтроля во вторник рассмотрела результаты контроля в стройотрасли, заседание прошло под председательством главы ведомства Василия Герасимова при участии вице-премьера Анатолия Сивака, сообщается на сайте КГК.
В частности, участники мероприятия, в числе которых были приглашенные руководители строительной отрасли, Минфина и Минэкономики, уделили внимание ситуации, сложившейся в строительстве жилья. Была отмечена тенденция к снижению случаев возведения многоквартирных жилых домов с превышением нормативных сроков.
Так, на 1 января 2022 года в республике числилось 30 объектов сверхнормативного строительства, на ту же дату 2023 года – 17, а на 31 марта – всего 12 объектов, отметили на коллегии.
"Однако застройщики уклоняются от отнесения жилых объектов к категории сверхнормативных путем неоднократного оформления приостановок строительных работ. Ими приостанавливалось строительство каждого второго из возводимых на 1 февраля 2023 года жилых домов (207 из 400)", - констатировали в комитете.
По 30 домам суммарные периоды многократных приостановок превысили нормативные сроки их строительства. К примеру, в Могилеве по двум домам готовность была всего от 5% до 8%, а строительство жилого дома по ул.Строителей в Солигорске приостанавливалось 19 раз суммарно на 20 месяцев, отмечается в сообщении.
Основные причины приостановок – неритмичность финансирования, отставание от графиков производства работ, заявили в КГК.
Неединичными, добавили там, являются и случаи ввода в эксплуатацию объектов жилья без завершения строительством встроенных (пристроенных) нежилых помещений, автопаркингов и инженерных сетей. На 1 февраля этого года имелось 23 таких объекта.
Система ценообразования устарела
На коллегии также было подчеркнуто, что систему ценообразования в строительстве нужно усовершенствовать: необходимо актуализировать нормативы, усилить контроль за ценами, применяемыми при определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых за счет госсредств.
"Нормативная база Минстройархитектуры на сегодня представлена частично устаревшими нормативами расхода ресурсов в натуральном выражении (далее – сметные нормативы). Сметные нормативы обновляются недостаточно оперативно", - констатировали в КГК.
Там обратили внимание на то, что только 17% сметных нормативов основаны на типовых технологических картах, часть позаимствованы из сметных норм Российской Федерации. Что касается остальных, то они перешли из сметных нормативов прошлых лет и в ряде случаев не учитывают современные механизмы и способы выполнения работ.
Кроме того, формирование цен на материалы, изделия и конструкции при составлении сметной документации не в полной мере обеспечивает их достоверность, заявили в комитете. А участники строительства при этом не мотивированы к тому, чтоб обеспечивать максимальную экономию средств государства.
"Так, услуги заказчиков финансируются по установленной процентной норме от стоимости строительно-монтажных работ, финансовые результаты проектировщиков не зависят от экономической эффективности принятых проектных решений, а подрядчики напрямую заинтересованы в увеличении стоимости объектов, поскольку от этого зависит размер их выручки", - говорится в сообщении КГК.
За счет исключения экономически невыгодных решений и ошибок, сообщили там, в проектной документации, выявленных по результатам выборочных проверок, в 2021 году резервы экономии по 355 объектам строительства составили 115 миллионов рублей, в 2022-м по 342 объектам – 80 миллионов рублей.
В качестве примера там привели строительство в ОАО "Гродненский стеклозавод" производства стеклянной тары, стоимость которого была уменьшена более чем на 12 миллионов рублей за счет оптимизации состава оборудования, уменьшения стоимости металлоконструкций, исключения необоснованной перевозки рабочих и командировочных расходов.
На 2,9 миллиона рублей была снижена стоимость строительства моста через реку Днепр в Рогачеве за счет исключения более 500 тонн шпунтового ограждения для устройства фундаментов опор моста (не требуются в период сезонного обмеления реки) и излишних затрат по перевозке грунта, отметили в комитете.
"Необъективность и недостаточный контроль формирования сметных и, как следствие, неизменных договорных (контрактных) цен подрядных работ по объектам зачастую приводит к необоснованной "экономии" подрядчиков, которая при неизменной (контрактной) цене может оставаться в их распоряжении", - завили в ведомстве.
Так, из-за неверно рассчитанных сметных затрат по эксплуатации тоннелепроходческого комплекса при строительстве третьей ветки минского метро необоснованная "экономия" со стороны подрядчика КУП "Минскметрострой" составила 6,1 миллиона рублей, и эти деньги были возмещены в бюджет только благодаря вмешательству КГК. Одновременно комитетом было предотвращено получение подрядчиком части такой "экономии" в размере 7,1 миллиона рублей, говорится на сайте ведомства.
Там также сообщается, что по результатам рассмотрения результатов контроля КГК предложено Совмину принять меры, направленные на эффективное использование государственных средств в строительной сфере.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Сколько жилья построят в Беларуси в 2023 году
В Минстройархитектуры назвали регионы-лидеры по строительству жилья
Дом вместо школы: жители Гродно против уплотнения в спальном районе