В газете "Советский спорт" от 5 января 1968 года в обзоре о проходившем в Воскресенске чемпионате СССР по фигурному катанию была рубрика "Арбитры защищают оценки". Незаметным для всех на то время прошел небольшой комментарий Натальи Бах, которая работала в судейской бригаде по танцам на льду.
Она дала оценку молодой паре Елене Жарковой и Геннадию Карпоносову, которых она выделила на турнире: "Учитывая современное развитие танцев, Жаркова и Карпоносов находятся на правильном пути. Если в обязательных танцах и, к сожалению, свойственны большое расстояние между партнерами, недостаточная "реберность" конька, то это можно объяснить отсутствием опыта и силы. Они многое уже знают, хотя не все умеют".
Могла ли она себе представить, что через десять лет, когда она будет уже тренером и сменит фамилию на Дубова, ее первые ученики Елена Гаранина и Игорь Завозин будут безуспешно сражаться за место в сборной СССР с Геннадием Карпоносовым и его новой партнершей Натальей Линичук, тренировавшейся у Дубовой и выполнившей под ее руководством норматив мастера спорта СССР. Линичук с Карпоносовым станут олимпийскими чемпионами, а Гаранина с Завозиным останутся вечно четвертыми и ни разу не попадут на чемпионаты мира или Европы.
Тренер по спортивным танцам на льду Наталья Дубова (справа) со своими учениками на чемпионате СССР по фигурному катанию
© Sputnik / Борис Бабанов
Лучшие не всегда становятся первыми
В середине 1970-х не заметить танцевальную пару Елену Гаранину и Игоря Завозина, а также их молодого тренера Наталью Дубову было невозможно.
Всех именитых соперников Гараниной и Завозина, начиная с Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, отличал русский стиль катания, независимо от того, под какую музыку они катались.
Елена Гаранина и Игорь Завозин на тренировке
© Sputnik
Стиль катания Гараниной и Завозина, основанный на абсолютной реберности конька, отсутствии видимого зазора между партнерами во время танца, многими воспринимался как элитарно космополитический, европейский.
После ухода из большого спорта Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова у танцевальных дуэтов, дожидающихся своей очереди для участия в чемпионатах мира и Европы, появилось окно возможностей. Практически на всех турнирах третья танцевальная пара от сборной СССР в то время менялась.
Перепробовали всех, кроме Гараниной и Завозина. Есть мнение, что просто не повезло. Но есть и другое мнение — их просто боялись выпустить на мировые старты. По технике владения коньком, чистоте и плавности скольжения в олимпийском цикле между Инсбруком и Лейк-Плэсидом они были лучшими в мире.
Это была личная драма не только спортсменов, но и их тренера Натальи Дубовой. Спортивное начальство того времени понимало это и в качестве утешительного приза для Дубовой, чтобы дать ей возможность ездить на международные турниры, предложило ей тренировать "бесхозных" Ми и Мо — так в спортивной среде того времени называли двукратных чемпионов мира Ирину Моисееву и Андрея Миненкова.
Советские фигуристы Ирина Моисеева (слева) и Андрей Миненков (справа) выступают на XIII зимних Олимпийских Играх
© Sputnik / Дмитрий Донской
Последний свой сезон они докатывали вместе с ней. Наталья Дубова вспоминала, что учить новых подопечных не имело смысла — они все сами умели делать, по большей части она училась у них сама. Думаю, это скромность интеллигентного человека.
В последнем для Ми и Мо сезоне их внутреннее состояние совпало с состоянием Дубовой. В их катании была внутренняя свобода и раскрепощенность, которая заставляла зал аплодировать почти весь танец.
Андрей Миненков в одном из интервью вспоминал, что самым сложным в то время для него было объясняться с зарубежными коллегами и арбитрами, которые считали их лучшими в советской сборной, почему советский судья, а следом за ним и арбитры из социалистических стран всегда ставят ниже их коллег по сборной. Как можно было объяснить в то время иностранцам, что арбитр из СССР не мог пойти против мнения спортивного начальства. Его бы просто отстранили от судейства на международных турнирах.
Счастливый билет из Англии
Наталья Дубова и ее молодые воспитанники Марина Климова и Сергей Пономаренко в новом олимпийском цикле от Лейк-Плэсида до Сараево ни на какие подарки судьбы не рассчитывали. В то время в спортивной кинодокументалистике был такой цикл "На пути к Олимпиаде". В фильме "На пути к Олимпиаде. Танцы на льду" в 1982 году имена Климовой и Пономаренко, как потенциальных медалистов, не упоминались.
Марина Климова и Сергей Пономаренко
© Sputnik / Сергей Гунеев
Для Натальи Дубовой и ее учеников счастливый билет пришел из Англии. В то время в советской танцевальной сборной никто не знал, что делать с англичанами Джейн Торвилл и Кристофером Дином, захватившим лидерство в танцах. Феномен англичан был прост — их тренер Бэти Калауэй продолжила традицию Дубовой. Когда у танцоров абсолютная техника, они могут все.
Самое удивительное, что техническая подготовка у всех спортсменов, когда-либо тренировавшихся у Дубовой или Каллауэй, оставалась с ними навсегда. И если они переходили к другому тренеру, то по техническому стилю их катания можно было определить, что когда-то они тренировались у известных мэтров в этом виде фигурного катания.
На свой первый чемпионат Европы Климова с Пономаренко поехали в Дортмунд в 1983 году, где стали четвертыми. В мире танцев на льду о них сразу заговорили. В олимпийском Сараево они неожиданно для всех стали третьими, обыграв в очном споре вторых номеров сборной Ольгу Воложинскую и Александра Свинина. Для Натальи Дубовой ее первый тренерский бронзовый подиум в Сараево стал тем фундаментом, с которого подвинуть ее не мог уже никто.
Великое противостояние
Новый олимпийский цикл от Сараево до Калгари в танцах на льду начался осенью 1984 года на турнире на призы газеты "Московские новости". Неожиданно для всех Марина Климова и Сергей Пономаренко в очном споре обыграли Наталью Бестемьянову и Андрея Букина. Свой успех они повторили и на чемпионате СССР в январе 1985 года в Днепропетровске.
Но смены лидеров не произошло — Татьяна Тарасова отбила штурм. Больше на внутренних турнирах во всем олимпийском цикле эти две пары не пересекались. На чемпионат Европы 1985 года в Гётеборге, открывавшем новый олимпийский цикл, от светской сборной под первым номером поехали Бестемьянова и Букин.
Сказать, какая из двух пар была на то время лучшей, невозможно. Это было время, когда явного лидера в танцах на льду не было. Танцы на льду – самый инерционный вид в фигурном катании, правило очередности за золотом при равных условиях никто не отменял. Но это четырехлетие у Климовой с Пономаренко было самым ярким.
В 1986 году Дубова ставит им "Золотой вальс", который вошел в обязательную программу у танцоров. В олимпийский год они замахнулись на немыслимое — произвольным танцем в Калгари стала каноническая "Кумпарсита", ставшая в свое время визитной карточкой Пахомовой и Горшкова. Климова с Пономаренко предложили не только новую музыкальную аранжировку этого танго, но и новое прочтение этого танца на льду. В Калгари их "Кумпарсита" покорила всех.
Марина Климова и Сергей Пономаренко
© Sputnik / Сергей Гунеев
Это было время не только противостояния двух великих танцевальных пар, но и двух великих тренеров — Татьяны Тарасовой и Натальи Дубовой. На предолимпийском чемпионате мира в 1991 году в Мюнхене произошло немыслимое — Климова с Пономаренко проиграли французской паре Изабель и Полю Дюшене. Драматичность ситуации была еще и в том, что для французов это была домашняя Олимпиада.
Закон танцев на льду того времени был прост — никто из проигравших чемпионов на верхнюю ступень пьедестала не возвращался. Это правило нарушили Марина Климова и Сергей Пономаренко. Не будем вникать в детали перехода этой пары к Татьяне Тарасовой. Главное в другом — на своих третьих играх Климова и Пономаренко стали олимпийскими чемпионами.
Заложница одного вида
У Натальи Дубовой четыре олимпийских подиума в качестве тренера – два серебряных и два золотых. Она единственный тренер в фигурном катании, чьи ученики заняли весь пьедестал почета на чемпионате мира. Ее воспитанники четыре раза становились олимпийскими чемпионами в танцах на льду, но в момент их олимпийского триумфа на лед их провожала не Наталья Дубова, а другие тренеры.
Наталья Дубова - тренер по спортивным танцам на льду
© Sputnik / Борис Бабанов
В этой тренерской драме в фигурном катании Наталья Дубова стоит на особом месте. У меня есть свое объяснение этому феномену. Она работала в одном виде фигурного катания – танцах на льду, самом капризном, самом творческом и самом необъективном.
Ее тренерская судьба показывает, что тренировать одновременно три ведущие танцевальные пары мирового рейтинга невозможно по определению. Каждая тренировка – это мини-чемпионат мира, борьба за внимание тренера и хореографа. Если есть куда уходить, то уйдут. Так было, так есть и так будет.
Подобное сегодня переживает и ее бывшая ученица Этери Тутберидзе – первый номер в мировом рейтинге среди тренеров в женском одиночном катании. С той принципиальной разницей, что у одиночников есть количественные параметры оценки, есть прыжки, другие сложные элементы. Танцы на льду – это всегда эстетика, культура, вкус.
И это та высота, которую Наталья Дубова взяла с честью. В большом спорте выигрывать умеют все, проигрывать – только единицы. Феномен Натальи Дубовой не в количестве медалей, завоеванных ее учениками на высших мировых соревнованиях, а в том, что она сорок лет назад определила эпоху в танцах на льду, в парадигме которой развивается этот вид фигурного катания.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Право быть первым: памяти олимпийского чемпиона Александра Горшкова
Из легенд советского спорта в швейцарские пенсионеры: к 90-летию Олега Протопопова