Как справедливо считают все, работающие в минской Молодежке, Наталье Васильевне Онищенко на сцене покоряются классика и современность. Она и роковая, и простодушная, влюбленная и опасная. Годы над ней не властны.
22 января театр готовился отмечать ее юбилей. Но он совпал с сорока днями внезапного ухода из жизни ее мужа Виктора Андреевича Старовойтова, и Наталья отменила всяческие праздники.
Биография у нее богатая. В рецензиях на спектакли, в которых она играет, ее обязательно хвалят. Очень коммуникабельная в кругу близких друзей, она остается закрытой для критиков. Зато многие зрители ходят в Молодежку "на Онищенко".
Она из Минска, но большой отрезок жизни пришлось семье военного поездить по всему Советскому Союзу. Школу заканчивала в Комсомольске-на-Амуре. Училась в педагогическом институте, занималась в поэтическом театре "Время". На последнем курсе педагогический бросила и решила поступать в Ярославское театральное училище при Академическом театре имени Ф. Волкова. Напомню, что именно в Ярославле появился первый профессиональный театр России. Его одобрила императрица Екатерина. Это заведение классика из классики. И образование, и спектакли ярославцев считаются самого высокого уровня. Окончила училище в 1987 году и снова поездила по стране: Украина, Нижний Тагил. Очень впечатлили уральские города и люди – бескрайностью, бесшабашностью, открытостью.
Все пригодилось, когда семья, наконец, приехала в Беларусь, и актриса начала работать сначала в Театре-студии киноактера, а с 2001 года – в Молодежном театре. Она знала жизнь, знала людские характеры и очень быстро стала ведущей актрисой со своим особым почерком.
Крепкий характер
Нет смысла вспоминать большие роли Онищенко в старых спектаклях. Только сегодняшний репертуар.
Сейчас очень редко идет в Молодежном театре спектакль "Саня, Ваня, с ними Римас" российского драматурга Владимира Гуркина, известного по сценарию фильма "Любовь и голуби". Пьеса широко прошла по российским периферийным театрам и собрала массу наград. Очень близкая и понятная любому зрителю, она рассказывает о людях, закаленных войной, живущих в глубоком тылу.
Наталья Онищенко и Ольга Давыдова-Роик в спектакле "Саня, Ваня, с ними Римас"
Гуркин стал лидером той современной драматургии, которая выше всего ценит душу человека, его корни, искренность и крепость характеров. Он пишет о простых людях и событиях, не смакуя деревенскую жизнь, уходя от быта и, кажется, уверен, что поэзия жизни выше бытовых подробностей.
В Молодежке пьеса поставлена в несуществующем жанре "хорошая история" режиссером Татьяной Аксенкиной для артистов среднего возраста. Простая история почти забытого времени так цепляет душу, что превращается из комедии в драму с элементами трагизма. Опытные актеры умеют играть спектакль про настоящую любовь. У Онищенко роль Александры. Она Саня. Когда провожала мужа на фронт, сказала: "Ты должен вернуться. Без тебя жить не буду". Саня-Александра – имя с мужской силой. Она ждала, сколько могла, и сильно обиделась, когда он пропал.
Судьба актрисы Онищенко сложилась так, что ее Александра как бы нашла закономерное продолжение в последующих работах и в творчестве с режиссером Аксенкиной. Верная любовь и крепкий характер оказались для нее вещи знакомые (собственный муж боготворил Наталью со времен Ярославского училища). В театральном мире существует мнение, что большие удачи происходят на сцене тогда, когда актер найдет своего режиссера, а режиссер – свою актрису.
Спектакль "Уходящая натура" Аксенкина определила как мелодраму, но все вело к эпиграфу на программке: "Двор – это не место, двор – это философия". По содержанию это был спектакль-воспоминание взрослых о своем детстве и дворовой дружбе. Спектакль поругивали за наивность и сентиментальность, но все отмечали игру Натальи Онищенко, которая была далека от быта. Именно она точно передала мысль о городском дворе как философии жизни, где дружили семьями, ссорились, шутили, помогали, растили детей. В памяти Онищенко сохранились такие дворы.
Мать двоих детей – дочери Ольги, журналистки, и сына Егора, музыканта, – Наталья Васильевна хорошо знает психологию детей. Наверное, поэтому любит играть в сказках, а их в Молодежном театре очень много. И всегда в них даже ее отрицательная героиня остается доброй и понимающей.
Думаю, это потому, что Наталья Онищенко довела до совершенства глубокий и чистый народный характер, замешанный на преданной любви к мужу. Это особенно ярко проявилось в "Детях Ванюшина", в "Саше, вынеси мусор". Надо признать, она умеет отлично играть и любовные истории, особенно со своим неизменным партнером, тоже заслуженным артистом Евгением Ивковичем. Это спектакли "Английская рулетка", "Козий остров", "Двоеженец", "Чайка" и другие.
Наталья Онищенко и Александр Шаров в спектакле "Дети Ванюшина"
Впрочем, именно "Чайка" оказалась тем спектаклем, в котором Онищенко испытала шоковое потрясение.
Клочки от пьесы Чехова
От нее уже не требовалась затаенная боль при внешнем аскетизме, а наоборот гротескная эмоциональность. Приглашенный молодой режиссер Искандер Сакаев создал избыточный по формам спектакль "Чехов. Комедия. Чайка". Театральные люди ломились на спектакль и потом шутили: "Надо назвать иначе: “Чехов. Балаган. Чайка”, “Чайка. Чучела. Новые формы”". В свою сценическую редакцию текста режиссер вставил монологи "Дяди Вани" о Шопенгауэре, монолог Фирса из "Вишневого сада" об использовании вишни, монолог Поприщина из гоголевских "Записок сумасшедшего". Предложил скороговорку текста. Пластику, похожую на движения безумных, новую для театра звукошумовую партитуру и… полное отсутствие любви. Одел всех в униформу – темные костюмы с надписями на спине. Как признавался сам режиссер, он считал, что в Минске все спектакли скучные и архаичные, публика терпеливая и ее необходимо удивить.
Напомню, что минский Молодежный театр прежде всего не для молодой публики, а для тех, кто молод душой. Так повелось с момента его возникновения. Сакаев решил разрушить эту традицию и построил спектакль на контрастах в эмоциональной подаче и поведении героев, чтобы привлечь молодого зрителя. Именно "Чайка" стала для Онищенко, где она играет Аркадину, особым испытанием. Режиссер потребовал от нее, казалось, невозможного, и она это сделала. По признанию критиков, "совершеннейшего диктатора в юбке изобразила Наталья Онищенко: ее Аркадина – тиран, и тирания ее тотальна".
Сама актриса признавалась: "То, что сделал Сакаев, сильно отличалось от текста. У Чехова ведь такая поэзия, такие полутона и намеки. Все на кончиках пальцев! Сакаев сделал эпатаж. После спектакля моя дочь сказала мне, что это лучший спектакль театра: “Вот это ты!” Я так испугалась — какой кошмар, а молодежь повалила в наш театр".
Сегодняшний лучший спектакль театра
Сказки выросли из были. Возможно, и быль способна превратиться в сказку. Так и произошло, когда Молодежный театр пригласил актера и режиссера Альгирдаса Латенаса на постановку спектакля "Дорогая Памела" специально для актрисы Натальи Онищенко.
Пьесу "Дорогая Памела" написал американский драматург Джон Патрик в середине прошлого века. Ее полюбили во всех театрах мира за хорошо выписанные характеры и возможность поговорить со сцены о том, что страдания формируют душу, жизнь надо изменять в сторону добра и не ждать благодарности. Поверить здравым разумом в чудеса, происходящие в пьесе, никто не пытался. Специалисты даже назвали ее рождественской сказкой в лучших американских традициях.
В России ее ставили как музыкальную комедию или мелодраму. Поскольку в сюжете действуют мошенники, прижилось такое название спектакля: "Как бы нам пришить старушку".
У режиссера и исполнительницы главной роли началось полное переосмысление пьесы в сторону нашей сегодняшней жизни. Актриса в расцвете сил, и мировоззрение старушек пока не изучала. Кажется, что в репертуаре театра примерила на себе все женские проблемы. Умеет быть и комедийной, и трагической. Еще не пробовала столкнуться на сцене с невозможностью реализоваться в этом мире и показать щедро одаренную богатую женскую природу, совсем не модную.
Идею невостребованности пришлось осуществлять, возможно, впервые. И убеждать в том, что духовно богатый человек обязан не отсиживаться в одинокой тишине, а реализовать себя в терпеливой помощи другим людям. Актриса и режиссер вдохновляются творчеством Чехова, уходят от бытовых подробностей. Немного шаманят. Некоторые чудеса могут показаться ожившими сновидениями, стремлением принять желаемое за действительное. Когда тебя много бьет жизнь, верить в людей трудно. Памела-Онищенко — красивая женщина, явно аристократического происхождения, могла бы озлобиться и стать равнодушной, но она, как на амбразуру, бросается всем помогать.
Позитивная энергия героини и всего спектакля не могла бы существовать в описанном автором грязном подвале, в разрухе, мраке и соседстве мышей. Спектакль красив в своей нищете, как красивы костюмы действующих лиц. Это лекарство против депрессии, не требующее рецепта. Здесь легкость, глубина и умение покорить зрителей своей энергетикой.
Во время достаточно длинного спектакля публика успеет посмеяться, пролить слезу и задуматься. Доброта и взаимопонимание необходимы всем возрастам. Верится, что в зрительном зале во время "Дорогой Памелы" сближаются все поколения, чтобы спросить себя: "Что ты сделал хорошего в жизни?", чтобы мир повернулся к тебе доброй стороной. Поверьте, это не сентиментальность. Это реальность идеального.
Актрису Онищенко часто театральные люди называют белорусской Гундаревой. Обе Натальи. Многие помнят Гундареву по кино. У Онищенко такое же обаяние, привлекательность и убедительность в ролях своих современниц. К сожалению, кино ее не признало и не открыло. В ее фильмографии 22 проекта. В основном — эпизоды.
Будущая премьера
В Молодежном театре 18 февраля должна состояться премьера спектакля "Миллионерша" по пьесе Бернарда Шоу. Главную роль режиссер Аксенкина поручила Онищенко и, возможно, это будет еще одна золотая линия в биографии актрисы. Его посвятят юбилею.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Призвание и признание Анисенко: три новых театра, Шекспир и "Чайка" на даче
Музыкальная феерия: в театре Горького выстрелил "Граф Монте-Кристо"
Измученные Пушкиным. Необычная премьера в Молодежном театре
Витебская Жанна д’Арк: к юбилею актрисы Светланы Окружной