Премьера получилась столь яркой, что разговоры о ней в творческом сообществе не утихают уже несколько дней. В день представления концертной версии оперы в фойе мелькали известные личности. Среди них кинорежиссер Вячеслав Никифоров, главный режиссер Большого театра Беларуси Анна Моторная, известные певцы и актеры, кинорежиссеры. Перед билетной кассой ожидал своего билета даже бывший министр культуры БССР Юрий Михневич.
О том, как рождался этот музыкальный проект, с композитором Сергеем Бельтюковым побеседовал колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский.
– Сергей Петрович, знаю, что это не первое ваше обращение к творчеству классика белорусской литературы Владимира Короткевича.
– Это правда! Я действительно поклонник этого писателя. Около 10 лет тому, по мотивам одного из ранних рассказов Короткевича, я написал оперу-фантазию "Летучий голландец". А для Чтеца и камерно-инструментального ансамбля – музыкальные “Вандроўкі” по мотивам сказок писателя. Вот тут у меня и зародилась мысль об опере по Короткевичу.
А начинал я и вовсе с серьезной заявки на постановку балета "Дикая охота короля Стаха". Это было в начале 90-х. Я уже и с Валентином Елизарьевым переговорил, уже начал работать, наброски начались. То есть процесс пошел и тут я узнаю, что наш Большой театр ставит оперу Владимира Солтана по роману Короткевича с тем же названием. Конечно, проект завершился ничем. Однако тема никуда не ушла.
Композитор Сергей Бельтюков
© Sputnik / Юрий Иванов
И вот "Ладдзя Роспачы". Правда, перед ней я с кинорежиссером Вячеславом Никифоровым загорелся идеей оперы "Христос приземлился в Городне". Мы писали заявки в министерство культуры, но, увы, не случилось…
– Вот вы прониклись литературой Короткевича, признанного белорусского классика, а музыка из какого языка рождается?
– Из белорусского! Вокальные циклы по Богдановичу, Купале, песни Дранько-Майсюка – естественно белорусский. Но и поэзия Беллы Ахмадулиной трогает, Арсения Тарковского… Я в Беларуси родился и, хотя в быту общаюсь на русском, знаю и чувствую "мову", тут у меня проблем нет.
– Вот только жаль, что оперы не будет?
– Почему не будет? Очень даже будет. Дранько-Майсюк уже практически написал либретто, я тоже активно продолжаю работу. Ведь прошедшей премьерой мы просто провели своеобразный зондаж, как зрители воспримут концертный вариант оперы, на правильном ли мы пути.
– Думается, что сомнений у вас быть не может. Скажите, а Большой театр Беларуси уже в курсе о вашей работе над оперой?
– Пока нет, но на премьере присутствовала главный режиссер театра Анна Моторная.
– Чем объясняете такой ажиотаж вокруг премьеры?
– А вы посмотрите репертуар филармонический и других музыкальных площадок. Увидите, что программы весьма облегченные предлагаются и, наверное, публика изголодалась по серьезной музыке. А Короткевич это такая глубина и образность, что дух захватывает.
– А Вас, Сергей Петрович, что сдерживало?
– Приходилось самому быть еще и режиссером, что не так просто. Надо было уложиться в полтора часа.
– Как вы вышли на такого великолепного чтеца как Валерий Анисенко?
– Мне рекомендовал его Вячеслав Никифоров, известный кинорежиссер. Я работал как композитор у него на картине "Тум, паби, дум!". К слову, был номинирован за лучшую музыку к художественному фильму на "Белорусскую кинопремию-2018", но не выиграл… Хочу поблагодарить Валерия, он мне здорово помог, как и мой сын - тоже музыкант и композитор. Без них я бы точно не справился!
И была музыка, и тишина зрительного зала, и овации, идущие от души. А над всем этим белой цаплей Выливахой кружила душа "тутейшего" белоруса, представленного публике словом писателя Короткевича и мелодией композитора Бельтюкова.
Магия сценического действа переносит зрителя в XVI век на берега Днепра, в резиденцию королевы Боны Сфорца, в ад и даже во дворец самой Смерти. Главный герой "Ладдзі Роспачы" Гервасий Выливаха – балагур и пьяница, который никогда не тушуется, не теряет присутствия духа и из любой сложной ситуации всегда найдет выход, даже если нужно выиграть шахматную партию… у самой Смерти! Что его питает, что наделяет такой силой? Сценическая опера Сергея Бельтюкова однозначно говорит, что это наша земля обетованная – Беларусь!
В роли Чтеца выступил известный театральный режиссер Валерий Анисенко. В числе солистов – артисты Большого театра оперы и балета Беларуси Татьяна Третьяк и Виктор Менделев. Помимо них в опере также задействованы артисты хоровой капеллы им. Г. Ширмы и камерного оркестра Беларуси под управлением Евгения Бушкова.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
В Минске прошел финал второго сезона "Фактор.by" - видео
Юрий Розум с новым концертом в Минске: моя фамилия ― тоже белорусская
Ноты шрифтом Брайля: девочка играет на рояле, который никогда не видела