Квадрокоптер – это новый "бог войны". Как в армии применяют беспилотники

Специальная военная операция продемонстрировала, какую важную роль в вооруженном конфликте может играть беспилотная авиация. Как белорусские военные осваивают современные приемы ведения боя, разбирался Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Ни для кого не секрет, что военное дело – это целая самостоятельная наука. Как и любая другая сфера знаний, она постоянно развивается и обогащается. Для того, чтобы идти в ногу со временем и не отставать от своих контрпартнеров, белорусские военные постоянно изучают опыт ведения современных конфликтов.
Особое место в новостях, посвященных специальной военной операции, занимает применение беспилотной авиации, которая в последние годы совершила настоящий рывок и не только в техническом плане, но и тактических приемах ее применения.
Белорусская армия стала активно внедрять беспилотники в артиллерии и Силах специальных операций. Обучение военные проходят в 927-м центре подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов.
Учебный год в армии в самом разгаре, и сейчас в центре спецназовцы осваивают новую для себя профессию оператора беспилотного авиационного комплекса. Как изменились подходы к обучению бойцов за последние несколько лет, узнал корреспондент Sputnik Станислав Андросик.

Недельный интенсив

"Конфликт на украинской территории сместил акцент на беспилотники мультироторного типа, несмотря на то, что у них не такой большой радиус полета, как у самолетных летательных аппаратов. Такие беспилотники дают больше возможностей при разведке, потому что они более маневренные и мобильные", - рассказал военнослужащий 927-го центра.
По его словам, опыт специальной военной операции показывает, что беспилотники используются на небольших расстояниях, поэтому квадрокоптеры, которые летают на 5-8 километров подходят для выполнения задач.
"Сейчас мы готовим поочередно операторов для Северо-Западного оперативного командования и Сил специальных операций. У них одинаковая программа подготовки, которая дает базу управления квадрокоптерами. Они учатся выполнять поставленные задачи за короткий промежуток времени, потому что расстояния применения небольшие, а скорости высокие", - рассказал инструктор центра.
При этом он отметил, что военные учатся не просто управлять квадрокоптерами, а ориентироваться на местности, определять координаты, наводить на цель. Это гораздо больший спектр задач, чем те, которые выполняют беспилотники самолетного типа.

Бог войны

"Мы проходим в центре курсы по подготовке операторов беспилотных летательных аппаратов мультироторного типа. Сегодня беспилотники используются при выполнении различных задач. С их помощью мы ведем разведку, определяем координаты целей, передаем установленные координаты для огневого поражения", - рассказал о подготовке военнослужащий Сил специальных операций.
По его словам, белорусские военные уже на первой стадии подготовки учатся управлять беспилотником в фактически слепом режиме, когда условный противник подавляет все средства связи. Управление квадрокоптером идет в ручном режиме, что позволяет минимизировать возможность обнаружения.
"Все прекрасно видят, что специальная военная операция – это конфликт, где идет противоборство с использованием дронов и артиллерии. Если до недавнего времени мы могли с ухмылкой смотреть на поставки квадрокоптеров в армию, то сегодня мы понимаем, что это необходимость", - констатировал спецназовец.
При этом он особо отметил, что это вызвано характером проведения специальной военной операции, в ходе которой квадрокоптеры используются для ведения воздушной разведки и корректировки огня артиллерии. Использование такой техники позволяет сохранить жизни военнослужащим.

Окопы и маскировка

"Мы отслеживаем все мировые тенденции и все, что происходит непосредственно в зоне проведения специальной военной операции, как со стороны вооруженных сил Украины, так и со стороны вооруженных сил Российской Федерации", - заверил начальник 927-го центра Максим Яромский.
Начальник 927-го центра Максим Яромский
По его словам, сейчас в программе обучения появились полеты при противодействии средств радиоэлектронной борьбы. Данные статистики говорят о том, что более 70% полетов в зоне специальной военной операции проходит при подавлении всех средств связи.
"Поэтому оператор должен быть готов не просто летать, а еще и качественно выполнить задачу. В случае отсутствия спутниковой навигационной системы нужно уметь снять координаты объекта, определить отклонения разрыва снаряда", - подчеркнул начальник центра.
При этом он обратил внимание, что в ходе подготовки операторов беспилотников военнослужащие также учатся правильно оборудовать место развертывания пункта управления. Окопы и маскировку, как показывает опыт, никто не отменял.
Пес по кличке Технарь много лет несет службу в центре

Сетецентрические технологии

"В современном вооруженном конфликте все быстро пеленгуется, вычисляется и поражается. Поэтому в нашей подготовке – новые требования к развертыванию пунктов управления беспилотных авиационных комплексов и к режимам работы средств связи", - констатировал Максим Яромский.
Он обратил внимание, что опыт российских и украинских военных показывает, что зачастую в одном районе могут использоваться несколько беспилотников, которые передают информацию различным подразделениям.
"Нужно не увеличивать количество беспилотников, а совершенствовать систему управления расчетами, распределение информации ее потребителям. Необходимо дальнейшее развитие сетецентрических технологий в войсках", - уверен начальник 927-ого центра.
В белорусской армии уже тестируют необходимое программное обеспечение, которое разработано отечественным предприятием военно-промышленного комплекса.

Точность и эффективность

Максим Яромский отметил, что в армии есть интерес к ударным беспилотникам, но это очень дорогостоящая техника. Причем хорошо себя зарекомендовавшие в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе "байрактары" не совсем подходят для наших условий.
"На Ближнем Востоке практически круглый год погода "миллион на миллион", то есть чистое небо и прекрасная видимость. Там происходили конфликты неравных сторон, поэтому "байрактар" себя хорошо показал. В Карабахе были полностью подавлены силы ПВО", - напомнил он.
В Беларуси и Украине практически большую часть года наблюдается облачность, а "байрактару" для работы нужно видеть цели. В ходе специальной военной операции они только на начальном этапе были эффективны, но после того, как российская армия выстроила систему ПВО, эффективность их применения заметно снизилась.
Сейчас значительный урон наносится при использовании дронов-камикадзе. Российская армия успешно использует беспилотники "ланцет" и "герань". Они значительно дешевле "байрактаров", но при этом эффективны.
"Наконец все обратили внимание на коммерческие беспилотники, которые раньше были незаслуженно обделены вниманием. Сейчас они поступают в войска и приняты на снабжение. Квадрокоптеры заняли свою нишу.
Максим Яромский заверил, что понимание того, что нужны такие квадрокоптеры было давно, но были сомнения из-за того, что эти коммерческие аппараты не смогут качественно выполнять боевые задачи. При этом они дешевые и массовые.
"В зоне специальной военной операции лучше пожертвовать аппаратом за 2 тысячи долларов, чем жизнью", - констатировал он.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
ГПК: у границ Беларуси в 2022 году было зафиксировано 463 полета дронов
Российские военные сами конструируют дроны в ходе спецоперации ― видео