Необходимость создания в столице снегоплавильни, которая стоила 1,5 млн долларов, объяснялась большим количеством осадков в зимний сезон в последние годы. В памяти у дорожников циклон "Хавьер", последствия которого пришлось устранять круглосуточно в течение нескольких дней.
Сегодня снегоплавильный пункт (официально он называется снегосплавной) способен перерабатывать снег с более чем 300 грузовиков ежесуточно. За шесть лет его работы было переплавлено около полумиллиона кубометров.
Корреспонденты Sputnik посмотрели, как работает станция по переплавке снежной массы, чем примечательна нынешняя зима и куда снег отправляется после переработки.
Куда исчезает снег?
Долгие годы снег из Минска свозили грузовиками на специальные полигоны за город. До лета снежные горы спокойно себе таяли, оставляя в земле после себя мусор, соли и реагенты. Но в 2016 году власти построили снегоплавильный пункт, который решал многие экологические вопросы.
Снегоплавильня появилась в минском микрорайоне Чижовка вблизи самой крупной насосной станции. Проектная мощность снегосплавного пункта рассчитана на переработку 5 тысяч кубометров в сутки. Для сравнения: это 330 грузовиков МАЗ, заполненных снегом.
Сначала привезенный снег дробится, а только после отправляется на плавление
© Sputnik / Дмитрий Марков
"Но год на год не приходится. К примеру, в прошлом сезоне (2021/22) было переплавлено лишь 18 тысяч кубометров. За сезон до этого – 90 тысяч кубометров. Тогда в январе выпал снег, его возили до весны", – рассказывает начальник участка насосных станций УП "Минскводоканал" Антон Погребицкий.
С начала нынешнего сезона вывезено порядка 65 тысяч кубометров снега. При этом декабрь 2022-го стал самым снежным месяцем за все время работы пункта.
"В прошлые сезоны до Нового года как такового снега не было, основная приемка начиналась в январе. А в этом сезоне, как мы видим, уже с декабря навалилось", – отмечает собеседник.
Работает снегоплавильный пункт довольно просто. Грузовики в порядке очереди заезжают на площадку и выгружают содержимое кузова в плавильную камеру. Снег зажевывается в шнеки, рубиться на мелкие кусочки и попадает в подземную камеру глубиной 6 метров. Туда подается теплая вода, которая и плавит снег.
Загруженность пункта полностью зависит от погодных условий в городе
© Sputnik / Дмитрий Марков
В результате вся эта снежная масса по трубопроводу попадает на насосную станцию, после перекачивается на Минскую очистную станцию в Шабаны. Там расплавленный снег проходит полную очистку – от солей, реагентов и мусора – и сбрасывается в реку Свислочь, как и все остальные бытовые стоки города.
Не весь снег Минска
Снегоплавильня обслуживает только три административных района столицы – Заводской, Ленинский и Партизанский. Основные поставщики снега на станцию – ремавтодоры. Возят и другие организации: транспортные компании, автобусные и трамвайные парки, Нацбанк. Снег из других районов по-прежнему свозится на загородные полигоны.
Практически каждый день в пункте очереди из грузовиков. Но все зависит от погоды: к примеру, в начале нынешней недели, когда ночью выпал снег, к утру у снегоплавильной станции уже был поток загруженных МАЗов.
Эксплуатировать пункт всю зиму не получается, потому что по мере привозки снега в камере скапливаются осадок и мусор, которые нужно периодически убирать.
Периодически в работе пункта делают перерывы для того, чтобы очистить камеру плавления
© Sputnik / Дмитрий Марков
"Поэтому скоро остановят, в этом сезоне пока первый раз. Обычно мусор – это песок, который после чистки вывозится на полигоны "Экорес" на захоронение", – говорит Погребицкий.
Подобные пункты снегопереработки могут появиться в ближайшем будущем в других районах Минска. Уже ведутся предпроектные работы, которые покажут, где в городе такие объекты можно будет строить еще. Рассматривается более 10 точек. Возможно, если в столице удастся построить еще два-три снегоплавильных пункта, снежные полигоны уже не понадобятся.
Кстати, основное оборудование пункта – российское, двигатели – итальянского производства. Весь комплекс "под ключ" строила компания из Санкт-Петербурга.
Как на зерносушилке
Если зимой нет снега, пункт работает в дежурном режиме. На площадке находится всего четыре человека – оператор дробилки, водитель погрузчика, уборщик и контролер, отмечающий документы прибывающих грузовиков.
"Все зависит от погоды. Сегодня снега нет, а завтра он может быть. Поэтому в дежурном режиме пункт находится круглосуточно. Конечно, обращаем внимание на метеосводки, чтобы примерно понимать, в каком режиме мы будем работать завтра", – подчеркивает Антон Погребицкий.
Во время дежурного режима сотрудников в пункте немного, но этого достаточно, чтобы обеспечить полноценную работу
© Sputnik / Дмитрий Марков
Работа на снегоплавильном пункте – сезонная. В этом сезоне он начал работать 1 декабря прошлого года и проработает как минимум до 1 апреля нынешнего. На лето и осень снегоплавильня закрывается, работники увольняются, а в начале следующего сезона устраиваются вновь. По такому же принципу работают операторы зерносушилки в период уборочной.
А если снег выпадет в мае?
Многие белорусы помнят, как 1 мая 2007 года на Минск обрушился снегопад. Он не прекращался в течение девяти часов, в результате чего образовался снежный покров высотой 3 сантиметра.
Подобное наблюдалось в 2017 году, но неожиданно выпавший тогда снег растаял практически мгновенно.
"Такой снег уже не возят к нам, он растает естественным путем. Все понимают, что майский и даже апрельский снег тает быстро. Вот если бы какой "Хавьер" был бы, дело другое", – резюмирует собеседник.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
МЧС Беларуси предупредило об опасности подтопления талыми водами
Белгидромет рассказал, будут ли морозы на Крещение
Экстремальные морозы в России: как выглядит стужа (фото)