По регламенту, главный кинематографический приз России "Золотой орел", своеобразный аналог американского "Оскара", ежегодно присуждается академиками Национальной академии кинематографических искусств и наук России. В 2016 году этой награды удостоился белорусский кинорежиссер Вячеслав Никифоров за телесериал "Палач". С этого времени, уже в ранге "академика", Никифоров участвует в выборе лучших фильмов российского проката.
О том, как это происходит, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России Вячеслав Никифоров рассказал колумнисту Sputnik Евгению Огурцову-Кржижановскому.
– В рождественско-предновогоднюю неделю большинство людей отдыхает. А вы, академики, вынуждены работать. Мистика какая-то?
– Каждый, кто получает "Золотого орла", автоматически становится и членом академии. В Беларуси нас таких два: я и аниматор Светлана Петкевич. Что, конечно, почетно, но накладывает и определенные обязательства, потому что каждый год мы вынуждены просматривать множество фильмов: игровых, неигровых, анимационных, зарубежных, чтобы выбрать лучших. А это больше ста картин! Игровых только порядка пятидесяти. Та еще работенка, поверьте на слово.
– Вы смотрите фильмы и что конкретно делаете?
– Система отработана хорошо. На каждый фильм заполняется специальный лист-опросник, ставишь свои пометки в графе "Лучший игровой фильм", "Лучший сценарий", "Лучший художник по костюмам", "Лучший режиссер", "Лучшая женская роль", "Лучшая мужская роль", "Лучшая музыка" и так далее… Проводится эта работа в два тура.
– Технически как это происходит?
– На мою электронную почту приходит набор документов и фильмы для оценки. Смотришь их и определяешь достоинства режиссуры, операторского мастерства, игры актеров, оригинальности музыки, костюмов и так далее. Каждый член академии имеет возможность включить в номинацию пять фильмов с полным набором кинематографических специальностей: от режиссера до художника по костюмам.
Точно также работает и штатовская система "Оскар", только академиков там на порядок больше, потому что там раньше начали определять лучшие фильмы и сериалы года.
– Вячеслав Александрович, а такой подход к определению лучших кинопроизведений страны вы считаете справедливым?
– Лучшего не вижу. Ведь это сами кинематографисты определяют лучших из лучших. Причем это жюри довольно широко представлено. Не стану говорить про Американскую киноакадемию, насчитывающую десятки тысяч членов, но и в российской уже есть порядка тысячи академиков, выбор которых как минимум справедлив и демократичен.
Новый язык кинематографии
– Вот вы посмотрели сейчас лучшие фильмы Российского кинематографа, что можете сказать?
– Буквально вчера увидел фильм. Назвать его не могу, пока не определились номинанты на получение премии, но это прекраснейшая картина, безо всякого экшена, но оторваться нельзя. Посмотрел уже 50 картин российского производства и обнаружил как минимум десять очень высокого уровня. И это не маститые режиссеры, имена которых у всех на слуху. Много молодых и совсем неизвестных кинематографистов, которых лично я выделил.
– Вы говорите об интересных фильмах высокого уровня, а какой критерий существует у вас для такого определения?
– Интересным фильм считаю когда, что называется "зацепило", увидеть высокий уровень воплощения сценария, режиссуры и прочих номинаций: "лучшая женская роль", "лучшая роль второго плана"…
– А какой яркий пример вы могли бы из истории кинематографа привести?
– Да возьмем хотя бы "Полицейскую академию"? Когда сняли это кино? Что нам до этих Штатов и их полиции? А мы ухахатываемся уже полвека и продолжаем смеяться и поныне. Почему нам это нравится? А потому, что фильм поднимает всеобщую проблему! А наличие этого всеобщего и есть современное мышление. Время и география тут ни при чем!
Разве не новый киноязык можно "прочитать" в фильме белорусского кинорежиссера Валерия Рыбарева "Меня зовут Арлекино", который является самым кассовым белорусским фильмом за всю историю белорусского кино. За первые 15 месяцев демонстрации ленты в кинотеатрах СССР ее посмотрело 41,9 млн. человек. Увы, тогда еще не было "Золотого орла", и чиновники от кино благополучно приговорили талантливейшего режиссера к 30-летнему творческому простою! Это я про то, какие преграды порой возникают на пути становления нового киноязыка.
То же самое можно сказать о Валерии Рубинчике и его "Дикой охоте короля Стаха", настоящем кинематографическом шедевре, великолепной экранизации одноименного романа Владимира Короткевича, гения белорусской прозы, когда литературный язык совпал с кинематографическим, вызвав резонанс зрительских симпатий, но не благосклонность киноначальства.
– А какое будет режиссерское напутствие потенциальным зрителям в канун Нового года и Рождества?
– Будьте счастливы, несмотря ни на что! Будьте терпеливыми и справедливыми, не смотря ни на что! Несмотря ни на что, оставайтесь людьми!
Национальная премия в области кинематографии "Золотой орел" была учреждена в 2002 году Академией кинематографических искусств и наук России. Ее целью является поддержание отечественного кинематографа, сохранение культурной самобытности и основ национального кинопроизводства, поощрение лучших произведений российского киноискусства и их пропаганда среди российской и международной общественности.
Торжественная Церемония вручения Премий "Золотой Орел" состоится 27 января 2023 года в 1-м павильоне киноконцерна "Мосфильм".
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Представители белорусского кино стали лауреатами фестиваля в Москве
Последний бастион: чем живет Музей белорусского кино?
Второй шанс: в Беларуси хотят снять новый фильм по роману Короткевича