"Чараўніца" для Лукашенко и минимализм: необычные заказы Добрушского фарфора

Побывали на единственном в Беларуси заводе по производству фарфора и узнали, почему славяне не могут отказаться от пестрых маков и пышных пионов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Первое и единственное в республике предприятие по производству твердого фарфора начали возводить в 1975 году на реке Ипуть в небольшом городке Добруш, что под Гомелем. Хотя изначально специалисты рассматривали и другие варианты. Завод мог бы появиться в Волковыске под Гродно или Орше. В пользу Добруша сыграло расположение в процветающей экономической зоне – на границе трех союзных республик: Украины, России и Беларуси.
Несмотря на залежи каолина в Гомельской области, завод ориентирован на импортное сырье из России, именно оттуда привозят качественную белую глину – важный компонент в производстве фарфоровой массы. Из местного – песок и вода.
В свое время в Беларуси пробовали отыскать собственное сырье, даже заказывали научные исследования, но наша глина имеет красный подтон из-за большого содержания железа и не подходит для производства белоснежного фарфора.
Добрушский фарфоровый завод
Как работает предприятие сегодня, узнала корреспондент Sputnik Татьяна Федоренко.

Мода на минимализм

Опытный живописец с многолетним стажем Елена Колесникова уверенно выводит завитки золотом: драгоценного металла в темно-коричневом растворе примерно девять процентов. Только после обжига керамических изделий проявляется привычного цвета позолота. Две-три минуты – и белая тарелочка приобретает торжественный вид.
Живописец Добрушского фарфорового завода Елена Колесникова
На роспись полуметровой вазы, примерно такой, как дарили президенту Александру Лукашенко во время визита на фарфоровый завод, уходит целый рабочий день, а на производство в целом – не меньше недели.
"Роспись кобальтом сейчас редко заказывают, в основном это спецзаказы, потому что изделия в этой технике дорогие", – не отрываясь от рабочего процесса, поясняет Елена.
Высший пилотаж живописца – подобрать оттенки, чтобы по тональности изделия не отличались друг от друга
Мазковая живопись – ее любимая техника. Легендарный рисунок "Татьяна", похожий чем-то на гжель, из-под кисти живописца выходит реже прежнего, современные тенденции диктуют моду на минимализм. Поэтому, когда поступает заказ на роспись сине-голубых цветов в позолоте, сотрудник завода с особым трепетом и теплом выводит каждый элемент.
Процесс трудоемкий и длительный. Кобальтовые изделия обжигаются четыре раза, поскольку золото нельзя отправлять в печь в компании с синими красками. Высший пилотаж живописца – подобрать оттенки таким образом, чтобы по тональности изделия не отличались друг от друга. На финальном этапе продукцию нужно еще и вручную "запестрить" благородным металлом.
"Посуду в Добруше производят по традиционным технологиям – формованием и литьем, и при помощи современного изостатического пресса: сохраняя высокое качество продукции, он позволяет существенно экономить", – рассказывает по пути к линии, где на изделия наносят деколь, ведущий маркетолог ЗАО "Добрушский фарфоровый завод" Марина Зайцева.
Ведущий маркетолог ЗАО "Добрушский фарфоровый завод" Марина Зайцева
Печатные изображения опытные сотрудники наносят на тарелки. Неподалеку при температуре 800-900 градусов надежно впекается в фарфор партия монохромной рыси.
По такому же принципу создают популярных "Гусей", по качеству не уступающих знаменитым чешским, и всех животных коллекции "Звери", которая пополнилась символом этого года – кроликом.
"Деколь и цифровая печать практичны в уходе, с изделием ничего не случится, поскольку его покрывают специальным защитным слоем и обжигают при высокой температуре. Можно смело ставить посуду в микроволновку, посудомойку. Декор не слезет и не сотрется со временем", – уверяет ведущий маркетолог завода.

Просят сирень и красные маки

В живописном цеху после масштабной модернизации появилась еще одна высокотехнологичная помощница – машина цифровой печати, способная запоминать и реализовывать множество дизайнов. Знаменитые "Лимоны", "Вавилон" и "Верона", покорившие европейцев, задекорированы благодаря цифровым технологиям.
Узор "поле" цифровой печати
По словам Марины Зайцевой, зарубежные покупатели предпочитают классические большие белые тарелки диаметром 24-27 сантиметров с золотой окантовкой – "заводной край с золотом". Для отелей и ресторанов покупают партии белого фарфора без декора, отдавая предпочтения минимализму.
Казахстан, Узбекистан, Дагестан предпочитают брать большие комплекты посуды. В России в каждом регионе свои предпочтения: в Москве разделяют вкусы европейцев, а на Юге страны любят яркие красные маки и цветущую сирень.
На единственном в Беларуси заводе по производству фарфора в год выпускают больше 20 миллионов единиц продукции
"Мы как-то пытались отойти от цветочной темы в фарфоре, но нельзя отказаться от традиционных направлений с классической розой и пионами, это нужно сохранять. Расширяли коллекции под европейские запросы, но все равно потребители просят сирень и красные маки. Мы славяне – это у нас на подкорке", – подытожила сотрудник завода.
Чтобы развивать премиальный сегмент экспорта и расширять ассортимент сувенирной продукции, по поручению первого вице-премьера Николая Снопкова на предприятии разработали дизайн с национальной символикой, который сегодня демонстрируют аутентичные сервизы ручной работы "Чараўніца" и "Рушнік", набор тарелок и чайный сервиз "Белорусский мотив".
Продукция Добрушского фарфорового завода
Сервиз "Чараўніца" из серии "Надежда" белорусский президент получил в подарок во время визита на Добрушский фарфоровый завод. Хрупкий набор пообещал разместить во Дворце Независимости. "Будет народ дивиться теперь. Там все подарки", - сказал тогда президент. И предложил поддерживать и развивать единственное в стране предприятие по производству фарфора.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Не хуже H&M и Zara HOME: гомельские бренды, которые не уступают зарубежным