Первое и единственное в республике предприятие по производству твердого фарфора начали возводить в 1975 году на реке Ипуть в небольшом городке Добруш, что под Гомелем. Хотя изначально специалисты рассматривали и другие варианты. Завод мог бы появиться в Волковыске под Гродно или Орше. В пользу Добруша сыграло расположение в процветающей экономической зоне – на границе трех союзных республик: Украины, России и Беларуси.
Несмотря на залежи каолина в Гомельской области, завод ориентирован на импортное сырье из России, именно оттуда привозят качественную белую глину – важный компонент в производстве фарфоровой массы. Из местного – песок и вода.
В свое время в Беларуси пробовали отыскать собственное сырье, даже заказывали научные исследования, но наша глина имеет красный подтон из-за большого содержания железа и не подходит для производства белоснежного фарфора.
Добрушский фарфоровый завод
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Как работает предприятие сегодня, узнала корреспондент Sputnik Татьяна Федоренко.
Мода на минимализм
Опытный живописец с многолетним стажем Елена Колесникова уверенно выводит завитки золотом: драгоценного металла в темно-коричневом растворе примерно девять процентов. Только после обжига керамических изделий проявляется привычного цвета позолота. Две-три минуты – и белая тарелочка приобретает торжественный вид.
Живописец Добрушского фарфорового завода Елена Колесникова
© Sputnik / Татьяна Федоренко
На роспись полуметровой вазы, примерно такой, как дарили президенту Александру Лукашенко во время визита на фарфоровый завод, уходит целый рабочий день, а на производство в целом – не меньше недели.
"Роспись кобальтом сейчас редко заказывают, в основном это спецзаказы, потому что изделия в этой технике дорогие", – не отрываясь от рабочего процесса, поясняет Елена.
Высший пилотаж живописца – подобрать оттенки, чтобы по тональности изделия не отличались друг от друга
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Мазковая живопись – ее любимая техника. Легендарный рисунок "Татьяна", похожий чем-то на гжель, из-под кисти живописца выходит реже прежнего, современные тенденции диктуют моду на минимализм. Поэтому, когда поступает заказ на роспись сине-голубых цветов в позолоте, сотрудник завода с особым трепетом и теплом выводит каждый элемент.
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Процесс трудоемкий и длительный. Кобальтовые изделия обжигаются четыре раза, поскольку золото нельзя отправлять в печь в компании с синими красками. Высший пилотаж живописца – подобрать оттенки таким образом, чтобы по тональности изделия не отличались друг от друга. На финальном этапе продукцию нужно еще и вручную "запестрить" благородным металлом.
"Посуду в Добруше производят по традиционным технологиям – формованием и литьем, и при помощи современного изостатического пресса: сохраняя высокое качество продукции, он позволяет существенно экономить", – рассказывает по пути к линии, где на изделия наносят деколь, ведущий маркетолог ЗАО "Добрушский фарфоровый завод" Марина Зайцева.
Ведущий маркетолог ЗАО "Добрушский фарфоровый завод" Марина Зайцева
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Печатные изображения опытные сотрудники наносят на тарелки. Неподалеку при температуре 800-900 градусов надежно впекается в фарфор партия монохромной рыси.
© Sputnik / Татьяна Федоренко
По такому же принципу создают популярных "Гусей", по качеству не уступающих знаменитым чешским, и всех животных коллекции "Звери", которая пополнилась символом этого года – кроликом.
© Sputnik / Татьяна Федоренко
"Деколь и цифровая печать практичны в уходе, с изделием ничего не случится, поскольку его покрывают специальным защитным слоем и обжигают при высокой температуре. Можно смело ставить посуду в микроволновку, посудомойку. Декор не слезет и не сотрется со временем", – уверяет ведущий маркетолог завода.
Просят сирень и красные маки
В живописном цеху после масштабной модернизации появилась еще одна высокотехнологичная помощница – машина цифровой печати, способная запоминать и реализовывать множество дизайнов. Знаменитые "Лимоны", "Вавилон" и "Верона", покорившие европейцев, задекорированы благодаря цифровым технологиям.
Узор "поле" цифровой печати
© Sputnik / Татьяна Федоренко
По словам Марины Зайцевой, зарубежные покупатели предпочитают классические большие белые тарелки диаметром 24-27 сантиметров с золотой окантовкой – "заводной край с золотом". Для отелей и ресторанов покупают партии белого фарфора без декора, отдавая предпочтения минимализму.
Казахстан, Узбекистан, Дагестан предпочитают брать большие комплекты посуды. В России в каждом регионе свои предпочтения: в Москве разделяют вкусы европейцев, а на Юге страны любят яркие красные маки и цветущую сирень.
На единственном в Беларуси заводе по производству фарфора в год выпускают больше 20 миллионов единиц продукции
© Sputnik / Татьяна Федоренко
"Мы как-то пытались отойти от цветочной темы в фарфоре, но нельзя отказаться от традиционных направлений с классической розой и пионами, это нужно сохранять. Расширяли коллекции под европейские запросы, но все равно потребители просят сирень и красные маки. Мы славяне – это у нас на подкорке", – подытожила сотрудник завода.
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Чтобы развивать премиальный сегмент экспорта и расширять ассортимент сувенирной продукции, по поручению первого вице-премьера Николая Снопкова на предприятии разработали дизайн с национальной символикой, который сегодня демонстрируют аутентичные сервизы ручной работы "Чараўніца" и "Рушнік", набор тарелок и чайный сервиз "Белорусский мотив".
Продукция Добрушского фарфорового завода
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Сервиз "Чараўніца" из серии "Надежда" белорусский президент получил в подарок во время визита на Добрушский фарфоровый завод. Хрупкий набор пообещал разместить во Дворце Независимости. "Будет народ дивиться теперь. Там все подарки", - сказал тогда президент. И предложил поддерживать и развивать единственное в стране предприятие по производству фарфора.
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Не хуже H&M и Zara HOME: гомельские бренды, которые не уступают зарубежным