Доходы России не упали, потому что цена на нефть стала расти, при этом сами инициаторы санкций в лице коллективного Запада стали платить за нее еще больше. В итоге страны G7, ЕС и Австралия ввели в декабре ограничительный потолок цены ($60 за баррель) на российскую нефть, поставляемую морским путем.
Зачем фьючерсу стоп-сигнал
Что-то не слышно по этому поводу пафосных рассуждений либеральных экономистов о невидимой руке рынка, регулирующей ценовую конъюнктуру на основе соотношения спроса и предложения. Более того, именно апологеты либерализма и пытаются навязать миру грубый ценовой сговор. Просто они забыли пояснить, что для тех, кто не входит в когорту избранных, невидимая рука рынка складывается во вполне осязаемую фигуру из трех пальцев.
2 декабря "Большая семерка", в которую входят США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада, заявила об образовании коалиции ценового ограничения. В заявлении G7 отмечается, что в коалиционных юрисдикциях, включая Австралию и инициатора ограничений ЕС, с 5 декабря запрещено оказывать услуги компаниям, осуществляющим морскую транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения за исключением случаев, когда таковые приобретаются по установленной максимальной цене или по цене ниже нее.
Коалиция не скрывает, что ее целью является сокращение нефтяных доходов России. При этом она якобы заботится о сохранении стабильности поставок российских нефти и нефтепродуктов в страны, которые не ввели запрет на их импорт. 5 февраля 2023 года "Большая семерка" собирается ввести потолки цен и на нефтепродукты российского происхождения. Будут пересматривать их раз в два месяца на основе данных Международного энергетического агентства и устанавливать на уровне не менее 5% ниже среднерыночной цены.
Пресловутая культура отмены по отношению к России не срабатывает, когда речь идет о поставках нефти, потому что приходится признавать свою зависимость от российских углеводородов. Вот и вводимые ограничения содержат ряд исключений для отдельных стран. Например, для Болгарии, которая сможет импортировать нефть по морю до конца 2024 года, для Хорватии, которой после вступления в силу эмбарго позволено ввозить вакуумный газойль до конца 2023 года, и для европейских государств, не имеющих выхода к морю.
Неопределенность и перспективы снижения спроса привели к тому, что альянс ОПЕК+ уже в который раз согласовывает сокращение добычи на 2 млн баррелей в сутки. А это предпосылка к грядущему взлету цены, и ответ на вопрос, нужен ли нефтяному фьючерсу стоп-сигнал от G7. Да, нужен, но только для того, чтобы ускорить рост биржевых котировок.
Волатильность в пределах нормы
И хотя после введения эмбарго нефтяные фьючерсы показали ситуационное падение, в условиях искусственно навязываемого кризиса мир рискует вступить в эпоху перманентного роста цен на углеводороды. Биржевые аналитики уже пишут о том, что нефть после тренда на удешевление близка к развороту. Тем более, что Россия, которая является ключевым регулятором в ОПЕК+, собирается еще больше сократить объем добычи нефти.
Президент Путин заявил о том, что Россия не будет продавать нефть тем странам, которые участвуют в ценовом потолке. В контексте боевых действий на Украине – это сигнал к возможному повторению нефтяного кризиса аналогичного тому, что мир пережил в начале 70-х. Он как раз начался с отказа арабских стран поставлять нефть Западу, поддержавшему Израиль в войне Судного дня с Египтом и Сирией. Нефть тогда взлетела до небес.
России такой кризис точно не грозит. Судя по всему, ограничение цен не повлияет на волатильность российских объемов ее производства, которые останутся не выше весенних колебаний. Согласно отраслевым данным агентства Bloomberg, в апреле 2022 года Россия добывала в среднем около 10,05 млн баррелей в день по сравнению с 11,08 млн баррелей в день в феврале. Затем производство начало восстанавливаться, достигнув в ноябре восьмимесячного максимума.
По данным Argus Media, флагманская российская нефть марки Urals, экспортируемая из порта Приморск, в четверг минувшей недели оценивалась в $41,59 за баррель. При этом цена на российскую сырую смесь ВСТО в Азии держится значительно выше западной границы, торгуясь на уровне $67,11 за баррель. Анализ биржевых трендов не дает представления о еще целом ряде факторов, влияющих на формирование цены. Россия активно отрабатывает алгоритмы обхода санкций – танкеры регулярно "всплывают" с новой регистрацией и юрисдикцией.
Опрос судоходных брокеров и отраслевых аналитиков, проведенный Financial Times показал, что Россия незаметно сформировала "теневой флот" из более ста танкеров, чтобы обойти ограничения на экспорт нефти. Это стало ответом на заявление ЕС о том, что он наложит санкции на любой танкер, перевозящий российскую нефть даже в Азии.
Дополнительные покупки танкеров отслеживались по значительному увеличению анонимных или ранее неизвестных покупателей, которые появляются в реестрах. 12-15-летние суда потом появлялись в российских портах для загрузки сырой нефтью, отправляемой в Китай, Индию, Турцию и другие страны, которые на фоне западного эмбарго напротив увеличили закупки российской нефти. При таких алгоритмах апробируются схемы параллельного страхования, что стимулирует рост альтернативного рынка страховых услуг и перевозок. Реагируя на западный ценовой сговор, система мировой торговли адаптируется к новым условиям.
Опека ОПЕК+
По данным Bloomberg, до конца февраля средненедельный объем отгрузки российской нефти танкерами колебался от 2,42 до 3,41 млн баррелей в день. Причем максимальное значение пришлось на последнюю неделю до 24 февраля. В последующие недели объем изменялся примерно в тех же пределах. С 29 октября по 4 ноября зафиксирован 3,6 млн баррелей в день, то есть ничуть не меньше, чем перед началом СВО на Украине.
Поставки сырой нефти из России азиатским потребителям в последние месяцы показывали постоянный рост. Это же касается поставок на судах без указания конечного пункта назначения, как правило, заканчивающихся в Индии или Китае. Они синхронно заявили о том, что не собираются принимать во внимание потолок цен. Так компенсируется потеря европейских поставок.
По статистике Bloomberg, экспорт российской нефти в Китай морским путем в середине февраля составлял примерно 600 тыс. баррелей в день (61,2% от всего морского нефтяного экспорта России в Азию). Затем он постепенно рос, достигнув к середине июня пикового значения – 1,2 млн баррелей (58,5% поставок в Азию). На первую половину ноября объемы поставок в Китай равнялись примерно 880 тыс. баррелей ежедневно (42,1% азиатского экспорта).
Индия, покупавшая в середине февраля менее 30 тыс. баррелей в сутки, к 15 апреля нарастила импорт до 720 тыс., а к 29 апреля — до 890 тыс. К 11 ноября поставки нефти в Индию составляли порядка 750 тыс. баррелей в день. В другие страны Азии (указанные перевозчиками) импорт нефти равен около 50 тыс. баррелей в сутки. Еще 330 тыс. поставляется в другие страны Азии, не указанные в судовых декларациях. Кроме того, примерно в 80 тыс. баррелей в день оценивается объем нефти в тех самых танкерах "до востребования", которые движутся в водах Тихого и Индийского океанов.
Перспективы переориентации для нефти более очевидны, чем для нефтепродуктов, для которых возможна временная просадка. Судя по всему, Индия, Китай и Турция будут делать стратегическую погоду для российской "нефтянки" в качестве крупнейших покупателей. Нельзя сбрасывать со счетов и другие страны, из которых на фоне эмбарго уйдут ближневосточные поставщики. Как бы ни старались его инициаторы, цену на нефть все равно будет определять соотношение спроса и предложения. ОПЕК+ надо зорко следить за тем, чтобы на мировом рынке не возникло профицита.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Крышу снесло, потолок течет: что стоит за нефтяными ограничениями России?
Почему эмбарго на российскую нефть оказалось неполноценным ― видео